В марте 2024 года правительство Казахстана объявило о подписании соглашения с правительством Королевства Саудовской Аравии о строительстве в Джунгарских воротах Жетысуской области ветровой электростанции совокупной мощностью 1 ГВт. Этот проект оценивается в 1,5 млрд долларов и реализуется компанией ACWA Power совместно с фондом «Самрук-Қазына».
Учитывая технические, экономические и финансовые аспекты Проектов, Правительство Казахстана обеспечит освобождение Разработчика от требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в отношении участия на балансирующем рынке электроэнергии в режиме реального времени, – прямо говорится в тексте соглашения между правительствами Казахстана и Саудовской Аравии.
Более того, правительство Казахстана согласилось заключить договор купли-продажи электроэнергии без проведения аукциона в отношении ВИЭ и других предусмотренных законодательством конкурсных процедур, а также своевременно разработать все необходимые нормы и правила для выполнения принятых обязательств.
И это далеко не единственные уступки, на которые пошло правительство при заключении сделки с ACWA Power.
Согласно документу, инвестору предоставляются налоговые каникулы, освобождающие его на десять лет от корпоративного подоходного налога и земельного налога, на восемь лет от налога от имущества и полностью от таможенных пошлин и НДС на импортируемое технологическое оборудование. Это означает, что ACWA Power не будет вносить свой вклад в государственный бюджет. Весь её вклад ограничится уплатой стоимости строительства проекта, который она в дальнейшем будет эксплуатировать.
Редакция: Оказавшийся в распоряжении Exclusive.kz текст на самом деле находится в открытом доступе. И там, помимо уже перечисленных и справедливо раскритикованных нарушений казахстанского законодательства, открыто прописано еще много чего, скажем так, загадочного.
К примеру, Королевство Саудовская Аравия не просто построит в Джунгарских воротах гигантский ветровой парк на 1000 МВт, плюс еще аккумулирующую установку на 600 мегаватт-часов с выдачей 300 МВт. Это будет во всех смыслах королевская станция, она строится на основе принципа «строй, владей, эксплуатируй».
Причем в данном случае принимающая сторона сумела даже превзойти известное во всем мире казахское гостеприимство: гарантирован закуп всей производимой энергии по тарифу 0,0281 доллара за кВт-час. Или по 13,9 т/кВт-ч по курсу 495 за доллар на момент ратификации. Для сравнения: предельные тарифы на 2025 год для, например, Экибастузской ГРЭС-1 – всего 9,5 т/кВт-ч, то есть основанная на сжигании угля выработка оказывается сильно дешевле не требующей топлива ветровой. Еще для сравнения: для электростанций Астаны на 2025 год установлено 11,71 т/кВт-ч и только «АлЭС» — Алматинских электрические станции обходятся дороже ветрогенерации: 20,93 тенге за кВт-час.
Заметьте, нашим электростанциям отечественный Регулятор утверждает тарифы в тенге, тогда как саудовскому хозяину – в американских долларах. А курс тенге уже улетал за 520 и тогда саудиты получали бы уже по 14,6 тенге за киловатт. Ветропарк обещано ввести к 2029 году, как вы думаете, каким может оказаться курс нашей валюты к тому времени и во что будет обходится нам уже сейчас недешевый джунгарский ветер?
И вообще приходит в голову вопрос: не потому ли курс тенге неуклонно скользит вниз по доллару? И как вообще в экономике, в которой курс национальной валюты официально «плавает», и сам же Национальный банк не знает, что будет даже через короткий срок, можно фиксировать внутренние цены в долларах? И не просто внутренние цены, а цены на главный для населения, для всей экономики и для самого государства жизненно-важный продукт?!
Интересно, что было в головах у депутатов, ратифицирующих долгосрочное соглашение в американских деньгах?
Далее, соглашение предусматривает оплату за накопление, рассчитанную по тарифу 5,4 млн долларов в месяц за 300 МВт мощности аккумулирующей установки и еще 4,98 млн долларов в месяц за соединительные линии до подстанции «Актогай». Если проще, то государство (за счет наших тарифов, само собой) будет выплачивать саудовским хозяевам по 124,6 млн долларов ежегодно за то, что они построят и будут содержать накопительную установку и ЛЭП.
Нет, не подумайте, что до окончания времен: Соглашение рассчитано на 25 лет. Там не указано, во что обойдутся аккумуляторы, но за четверть века только фиксированной платы, помимо тарифа, набежит больше трех миллиардов долларов. Тогда как весь проект по Соглашению вписывается в полтора миллиарда, сверхвыгодный получается бизнес!
Подводим итог: даже сделанные нами «на коленке» (по взятым прямо из Соглашения данным) расчеты показывают: как-то уж слишком щедро, даже при всем уважении к Королевству. А вот если с потомками бедуинов к нам в Казахстан заходит кто-то более родной и понятный, тогда другое дело.