Мир ждет обнищание. Потому что удары Дональда Трампа по мировой торговле и экономике нанесены таким образом, чтобы никаких плюсов не было. У правительства Республики Казахстан есть план действий в новых условиях? В его структуре имеются аналитические центры, которые могут объективно оценить происходящее и предложить план действий?
Казахстан оказался в группе из 70 стран, которые не предприняли ответных действий на новые американские импортные пошлины. При этом против республики они 27%, хотя базовая ставка для большинства государств – 10%. Вашингтон похвалил Астану за сдержанность и дал отсрочку на 90 дней. Но мы-то знаем, что это никакая не сдержанность, а «отмороженность».
Наши государственные управленцы как обычно впали в ступор от экстраординарных событий и пытались осмыслить происходящее. Ну и еще стали ждать инструкций из Акорды. Из-за океана такое можно принять за покорный «прогиб» перед гегемоном, но у нас нет иллюзий, как реально работает отечественная государственная машина. Теперь у нее появилось 3 месяца на подумать.
Думы пока крайне невеселые. Дело в том, что действия президента Трампа и его риторика очень сильно отличаются. Последние таможенные тарифы никак не способствуют переносу промышленности в США и созданию новых производственных рабочих мест. Поскольку в этом случае нужна дифференцированная шкала при закупке станков, машин, оборудования, технологических линий, ключевого сырья и много чего еще.
А вот удары по мировой торговле уже пошли. Коммерческие суда стали «зависать» в море, поскольку пропал экономический смысл везти те же китайские товары на американский рынок, где их ждет 145%-ая пошлина. Сами тарифы против Поднебесной введены в столь унизительной манере, что не оставляют Пекину возможностей договориться в рабочей обстановке.
Белый дом планирует делистинг акций компаний КНР на американских биржах. Китай прекращает закупку кинокартин в Голливуде, а их и так с 1994 года покупают всего по 10 штук в год.
Когда идут в разрыв главные экономики планеты, то это нанесет неизбежный удар по товарным биржам и сырьевым группам товаров. Сильно упала в цене нефть, а для Казахстана это «наше все».
После того, как Китай ввел ответные 84%-ные пошлины на весь звездно-полосатый импорт, стало понятно, что американские кукуруза, соя, пшеница и другие сельскохозяйственные культуры на рынок Поднебесной уже не попадут. Ясно, что КНР станет закупать это в других местах. У правительства Казахстана есть какие-нибудь наработки на этот счет?
Получающий сокрушительные удары глобальный хозяйственный мир будет распадаться на макрозоны. У Астаны есть прикидки, в какую из них пойдет РК, либо куда ее будет больше всего тянуть экономической гравитацией мощных экономических центров?
Казахстан уже пережил время обнищания в «ревущие девяностые» прошлого века. Но тогда были материальные запасы советского периода у населения и развитая промышленная, бытовая и социальная инфраструктура у государства. Но как обнищание граждан пройдет в новых условиях, когда у двух третей казахстанцев нет сбережений, а советская инфраструктура и оставшиеся от СССР кадры «проедены» без должной замены?
Все эти вопросы отнюдь не праздные и не отвлеченные. Обнищание 90-ых годов протекало в новом политическом формате – Казахстан стал независимым государством, что во многом сглаживало негативные социально-экономические аспекты. А какой новый политический формат правительство намерено предложить населению в ожидающихся условиях? Оно хотя бы задумывается об этом?
Очень сильно не похоже на то, что руководящие функционеры готовы к новым условиям и вызовам. На снижение доходов государства, например, они смогли ответить только повышением налогов и штрафов. Так себе реакция. В общем, глобальный мир требует от Акорды думать и вырабатывать гибкую стратегию. Ситуативная реакция в режиме пожарной команды и примитивных подходов принесет больше вреда, чем пользы.