Сложности управления. Выборы Великого Хана
Вместе со стремительным расширением числа субъектов и территории Федерации стали проявляться и «детские болезни роста», выражавшиеся в том, что оперативно управлять такой огромной страной в рамках Парламентской Федерации стало очень трудно. Согласования управленческих решений Правительства с Учредителями, а законодательных актов с Мажилисом отнимало уйму времени.
В разросшемся Парламенте начались негативные процессы объединения представителей субъектов в конфликтующие между собой фракции, возникновения борьбы клановых групп, продвижения местечковых интересов в ущерб Федеральным. По горло занятые развитием своих экономик, субъекты делегировали в Парламент ненужных им в работе бездельников-аксакалов, единственным умением которых было что-нибудь вытребовать для себя от Правительства. Каждый раз Жеңіс должен был разъяснять и доказывать в Мажилисе правильность своих идей и тактику действий сборищу самовлюбленных болтунов-демагогов, ничего не понимающих ни в экономике, ни в политике.
В государстве, разросшемся из небольшого Союза в огромную Федерацию, требовались кардинальные изменения в структуре управления в сторону построения жесткой вертикали Исполнительной власти, оперативно и самостоятельно предпринимающей действия в политических и экономических вопросах с отменой процедур их согласования с представительской властью.
Вопрос о переходе с Парламентской на Президентскую систему управления был поставлен перед Учредителями на Курултае. В принципе, все Законодательство Мәңгі Ел уже было сформировано, особых перемен в жизни Федерации, требующих его корректировки, не предвиделось, поэтому функции Мажилиса сочли исполненными, и Собрание представителей родов упразднялось. Курултай также освобождался от законотворческой деятельности, теперь он состоял только из Ханов-глав субъектов Федерации и собирался только по необходимости, которую определял руководитель страны – Великий Хан. Новые нормативно-правовые акты теперь должны будут приниматься Указами Великого Хана, имеющими силу Закона.
Предстояло организовать выборы Главы Мәңгі Ел – Великого Хана – с расширением его властных полномочий и ответственности. Курултаем было определено, что выборщиками станут Ханы-руководители субъектов, крупные военачальники и члены Правительства. И, как вы понимаете, победил на выборах Главы государства человек, лично принявший в ее состав абсолютное большинство всех кочевых народов, лично назначивший на высокие должности всех руководителей Армии и Правительства, умный политик и гениальный управленец Жеңіс!
Имя первого Великого Хана Федерации «Жеңіс-Хaн» было закреплено для официального применения и получило широкое одобрение у народа.
Под «президентскую» форму правления была внесена и единогласно принята голосованием Курултая важная поправка в Конституцию Мәңгі Ел. Согласно этой поправке, чтобы избежать борьбы между знатью, верховная власть передавалась Жеңіс-Хaну пожизненно, а в будущем Великим Ханом мог быть избран только наилучший кандидат из его потомков-жеңисидов (рус. – чингисидов).
Заметьте явное отличие от системы европейских монархических династий, где следующим королем автоматически становится старший сын, каким бы законченным идиотом, больным или несмышленым малолеткой он ни был.
Например, после смерти Жеңіс-Хана комитет Выборщиков избрал следующим Великим Ханом лучшего из его сыновей – третьего по возрасту сына Оқытая (рус. – Угедей). В Ясы, своде законов Мәңгі Ел, написано: «Смерти достоин тот, кто назвал себя вождем, не будучи избранным».
Вот так Жеңіс, он же Темiржан, он же Темуджин, стал избранным Верховным Правителем государства, состоящего из населения и земель всех тюркских кочевых родов на территории от Китая до Руси, получив имя «Жеңіс-Хан», он же «Чингисхан», он же «Шыңғыс-Хан»!
Проект “Шёлковый путь”. Проблемы и перспективы
Новые субъекты Федерации, полноправные члены Единого Экономического пространства и Таможенного Союза, постепенно переходили с натурального хозяйства на товарное производство овечьей шерсти, что требовало от Правительства Мәңгі Ел поиска новых крупных рынков ее экспортного сбыта со встречными потоками нужных кочевникам импортных товаров.
Расположенные далеко на Западе от территорий родоначальников Федерации, Союза четырех родов, недавно присоединившиеся субъекты Мәңгі Ел удачно соседствовали с густонаселенными земледельческими территориями Хорезмского Ханства.
В начале 13 века Хорезм представлял собой гигантскую империю, включающую в себя всю Среднюю Азию, Афганистан, Персию (современный Иран), Грузию, Армению и Азербайджан, состоящую из 27 вилаятов-княжеств, каждое со своим Правителем, подчиненным Хорезм-Шаху, который правил ими из столицы – города Гургандж (ныне Ургенч). Основная часть оседлых народов Хорезма занимается земледелием и живет в многочисленных селениях вокруг городов, где находятся Резиденции Правителей и дома горожан всех сословий, чиновников и силовиков, торговцев и ремесленников, прислуги и прочего пролетариата, где расположены рынки-базары, магазины-лавки и всякие мастерские.
Служба внешней разведки Сыртқы Барлау, которой изначально поручалось сообщать Жеңіс-Хaну о малейших возможностях развития торговли на внешних рынках, информировала его о существующей чуть ли не тысячу лет торговле между Китаем и Хорезмом, правда, совсем незначительной по объему. Основным китайским товаром был шелк, который у производителя был относительно дешевым, но из-за большой удаленности Китая от Хорезма и прохождения через таможни многих государств шелк попадал к покупателям через длинную цепочку перекупщиков, добавлявших к его цене свои расходы и прибыль. В итоге конечная стоимость шелка становилась крайне дорогой, и он был доступен только узкому кругу самых богатых людей Хорезма.
С тех пор сохранилось выражение «ходить в шелках», означающее особенно роскошное существование. Крошечный рынок потребления дорогущего шелка определял и малый объем торговли, поэтому мы можем называть тот торговый путь «Маленьким Шелковым Путем».
По указанию Жеңіс-Хaна в Правительстве Мәңгі Ел началась разработка и финансово экономическое моделирование нового национального экономического проекта Большой торговли, которому присвоили рабочее название «Шелковый Путь».
Суть его состояла в следующем. Многомиллионное население Хорезма могло бы стать новым огромным рынком сбыта овечьей шерсти для западных субъектов Федерации, расположенных вдоль его границ. Ожидаемый прирост объемов производства китайских товаров и возможности увеличения импорта из Индии в скором времени превысили бы емкость рынка потребления кочевых народов Федерации, и их излишек можно было выгодно перепродавать народам Хорезма.
Экспорт шерсти и перепродажа китайских и индийских товаров в Хорезм вместе с продажей импортных товаров из Хорезма населению Федерации приносили бы Мәңгі Ел огромные налоговые поступления, которые можно было бы инвестировать в новые социальные и экономические национальные проекты.
Экономике Хорезма можно было предложить новый рынок потребления в лице западных субъектов Федерации. Замечательные ремесленники и земледельцы Хорезма могли бы многократно увеличить производство своей продукции для продажи кочевникам Великой Степи.
Жители транзитных вилаятов могли бы развернуть густую сеть караван-сараев на расстоянии одного дня пути и зарабатывать на услугах по проживанию и питанию караванщиков Мәңгі Ел, а также на продаже сена и фуражного зерна для их лошадей.
Экономисты Национальной Торговой Корпорации подтвердили Жеңіс-Хaну, что прибыль от реализации проекта Великого Шелкового Пути возникает при условии, что товары не будут облагаться промежуточными таможенными платежами и платой за транзит.
Однако следовало ожидать, что Хорезм-Шах воспользуется выгодным географическим положением и затребует с караванов Мәңгі Ел оплату таможенных платежей, дорожных взносов за транзит и больших налогов с продаж на их территории, и чем больше будут возрастать потоки товаров, тем больше будут расти его аппетиты.
Рассматривая вариант силового решения вопроса, Жеңіс-Хaн понимал, что есть принципиальная разница между конфликтующими между собой княжествами Северного Китая и Хорезмом, который является государством унитарным, с жесткой подчиненностью Правителей вилаятов Шаху. Поэтому применить уже имеющийся опыт вовлечения Китая в торговлю с Федерацией в отношениях с Хорезмом не удастся.
Служба Сыртқы Барлау докладывала ему и о слабых сторонах внутриполитического устройства в Хорезме, показывающих, что власть Правителей вилаятов на местах не так уж и крепка.
В отличие от структуры кочевого народа, простой люд и Правители не являются кровными родственниками, все земли что в городе, что на селе, находятся в личной собственности Правителей вилаятов, а труженики села и горожане пользуются ими на правах арендаторов и платят арендную плату.
Все имущество у оседлых народов – недвижимое, и они накрепко привязаны к нему. Отсюда растут корни соглашательской ментальности и покорного поведения оседлого народа, кардинально отличающихся от характера кочевников.
Если по степному закону свободы кочевник мог спокойно плюнуть оборзевшему главе рода в наглую морду и откочевать вместе со своим движимым имуществом и скотом в бескрайнюю степь, то куда денется несчастный земледелец от своего поля, ирригационной системы, дома, сарая, огорода, сада, ведь плодородной земли мало, и в чужих краях она уже вся занята другими?
Куда двинется горожанин от своего дома, лавки, мастерской, когда в других городах и селах своих жителей девать некуда? Вот и терпят оседлые любого Правителя, и исполняют все его прихоти. Правители оседлых народов это хорошо понимали и могли позволить себе нещадно эксплуатировать простолюдинов, взимать с них налоги за все что можно. Вынужденные терпеть любые выходки своих Правителей, оседлые народы не питали к ним нежных чувств, что периодически приводило к народным восстаниям и бунтам, а потому для особо недовольных Правители содержали и полицию, и тюрьмы, что для вольных кочевников было полной дикостью.
Недавние народные восстания в Отраре 1211 года и в Самарканде 1212 года, жестоко подавленные Хорезм-Шахом, показывали, что, недовольные своими Правителями, оседлые народы воевать за их интересы не станут, и в случае силового решения вопроса национально-освободительной партизанской войны со всем народом можно не опасаться. Это очень хорошо!
Служба Сыртқы Барлау предоставила Генеральному Штабу-Орта подробную информацию о военном потенциале Хорезма. Как выяснилось, Шах Хорезма, давно закончивший свои завоевательные походы на Ближнем Востоке и Кавказе, экономно содержит небольшую армию из 10 000 бойцов, на 90% состоящая из пехоты, используемой только для карательных операций по устрашению безоружного населения.
У Правителей вилаятов имеются немногочисленные отряды муниципальной полиции, охраняющих порядок и не имеющие никакого боевого опыта. Фортификаций в городах, кроме небольших укрепленных Крепостей-Резиденций Правителей вилаятов, нет. Система мобилизации населения в народное ополчение в Хорезме отсутствует. Владение и хранение оружия у населения из опасения его использования во время бунтов и восстаний категорически запрещено. Военной подготовки населения, даже начальной, по той же причине нет.
Историки пишут, что Жеңіс-Хaн покорил Хорезмское Ханство с 1219 по 1221 год, но затрудняются ответить на вопрос – каким образом всего за 2 года силами 20 000 воинов Мәңгі Ел, ранее никогда не штурмовавших крепостей и не имевших ни тяжелых камнеметов, ни стенобитных машин, можно было захватить 40 (!) крупных городов 27 вилаятов Хорезма на огромной территории Средней Азии, Ближнего Востока и Кавказа, затрачивая на длиннющий переезд и штурм каждого всего по 18 дней?
Спросите генералов Российской Армии, имевших под началом 70 000 солдат и офицеров, танковые, артиллерийские и авиационные полки и потративших 12 лет на 2 войны в крошечной Чечне, это возможно? Но так и случилось, а секрет этого феноменального факта мы обсудим в следующей беседе.
Фрагмент второй «Народная кулинария как зеркало истории» читайте здесь
Фрагмент третий «Заблуждения вокруг бешпармака. Разъяснения к плову» читайте здесь
Фрагмент четвёртый «Почему бешпармак едят горячим. Соображения приятного скептицизма» читайте здесь
Фрагмент пятый «Великая Китайская стена. Понятие Монгол» читайте здесь
Фрагмент шестой «Флаг Казахстана. Тенгрианство» читайте здесь
Фрагмент седьмой «Разгадка имени Потрясателя Вселенной» читайте здесь
Фрагмент восьмой «Как бедняк стал Великим Ханом» читайте здесь
Фрагмент девятый «Как построить Вечную Страну» читайте здесь
Фрагмент десятый «Новая экономическая политика кочевников» читайте здесь
Фрагмент одиннадцатый «Транспорт Большой торговли. Гениальная арба» читайте здесь
Фрагмент двенадцатый “Проект «Шерстяной путь». Китайский вопрос” читайте здесь
Фрагмент тринадцатый “Бурный рост Вечной Страны” читайте здесь
Каждую пятницу! Евразия24 публикует фрагменты из книги «Бешпармак. Размышления инженера» с разрешения автора, предпринимателя-машиностроителя, производителя казахстанских самолётов «АРАЙ», почётного выпускника Казахского Национального Технического Университета, реконструктора инженерных шедевров кочевников — казахской арбы и композитного лука, Даурена Валиева.