Нефть, газ и санкции: что ждет Россию и ФРГ после разрыва партнерства?
Россия и Германия десятилетиями строили экономику на основе взаимной выгоды. Россия была главным поставщиком газа для Германии. Многие немецкие и российские компании сотрудничали, торговля и бизнес развивались. Но война и санкции разрушили это партнерство. Теперь Германия ищет дорогие альтернативы, а Москва переориентируется на Восток. Что ждет экономики двух стран – кризис или новые возможности? И как экономическая ситуация сказывается на политике и настроениях в обществе? Разговор на ток-шоу «В самую точку» на «Немецкой волне».
Евразия24 комментирует:
Чрезвычайно любопытный разговор: само поднятие такой темы и в таком аспекте еще недавно было просто немыслимо. Тема – о потерях Германии после разрыва экономического партнерства с Россией, а аспект – не стоит ли взять курс на восстановление сотрудничества и возможно ли?
Что называется, наступают новые времена. Во-первых, намечается какая-то военная развязка на Украине, а за этим и вопрос: что дальше? Во-вторых, деиндустриализация Германии идет полным ходом, и нельзя не задаваться тем же вопросом: а что дальше?
Характерен расклад: сама ведущая Елена Барышева, и двое из трех гостей – Михаэль Хармс, исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики и Сергей Вакуленко – старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии, – они все аккуратненько так, но подают тему возобновления сотрудничества. Да и вообще: а с чего бы вдруг редакция DW вообще озадачилась такой темой?
Но вот третья приглашенная – Анастасия Тихомирова, немецкая журналистка, пишущая для «DIE ZEIT», – категорически против хоть каких-то отношений с «агрессором». Подборка из высказываний нескольких простых немцев тоже в основном – «против». Россия должна быть наказана, и точка.
Тема, что наказывает сама себя как раз Германия, вообще не поднимается и, похоже, не осознается. Соответственно, даже не поднимается вопрос, а что будет в конечном счете? Что, если российская экономика не обрушивается под санкциями, а, наоборот, приспосабливается и диверсифицируется, а режим в Кремле и не думает меняться. На такой ли результат рассчитывают находящиеся во власти политики и рядовые бюргеры, не себя ли они приносят в жертву?
Одним словом, разбирающиеся в экономике специалисты, – те уже все поняли, но для политеса прячутся за аккуратными формулировками. Тогда как деятели журналистского фронта готовы идти, что называется, до конца.
Все более интересной становится окружающая нас действительность…