Национальный банк опубликовал результаты очередного опроса по итогам июля. «Инфляционные ожидания населения на год вперед в июле 2025 года увеличились до 14,2%, а сглаженный трёхмесячный показатель – до 13,6%. Ожидаемая инфляция на пятилетнем горизонте также повысилась и составила 14,7%. Формирование инфляционных ожиданий в июле 2025 года происходило на фоне высокой фактической инфляции и ослабления номинального обменного курса тенге», – сказано в заключении. Почти четверть опрошенных прогнозируют, что инфляция через 5 лет будет больше 20%.
Можно было бы в порядке бреда предположить, что растущие в стране цены тайком подглядывают в отчеты Нацбанка и ведут себя так, как это прогнозирует население, но нет! Хоть и характерная, но не совсем массовая выборка из ответов 1500 респондентов по стране общему социально-экономическому благополучию никакого вреда нанести не может. А вот стать неким ориентиром, о чем думают люди, – вполне.
Респондентам задают 27 традиционных вопросов. В каждом отчете есть данные за предыдущие периоды, так что можно увидеть заметную динамику. И она не в сторону улучшения.
Например, почти 40% опрошенных в июле сказали, что в предыдущем месяце цены на товары и услуги выросли очень сильно. В июле 2024-го таких было только 30,5%. В свежем опросе 79% отметили, что больше всего подорожали продукты питания (74% в 2024 году). Почти четверть опрошенных заметили рост более, чем на 20% за прошедшие 12 месяцев, а в 2024 году эта доля респондентов составляла 19,4%. Точно такая же динамика и в ответах на вопрос: «Как, по Вашему мнению, в целом изменятся цены на товары и услуги в следующие 12 месяцев?». «Будут расти быстрее, чем сейчас» в июле 2025 года ответили 27,9%, а годом ранее – 24,4%. При этом, 77% опрошенных знают о растущих ценах на личном опыте покупок в магазинах и в сфере платных услуг.
В топ-5 того, на что именно, по мнению респондентов, цены в последнем месяцев росли быстрее, оказались:
- коммунальные услуги (62,1%);
- мясо и птица (58,7%);
- фрукты и овощи (52,2%);
- лекарства и медикаменты (51,9%);
- сыр, колбасы (46,3%).
Отметим, что в опросе Нацбанка участвовали люди с разными источниками и уровнем доходов – от наемных работников до пенсионеров. 78% – люди, живущие на зарплату. 34% опрошенных назвали среднемесячный доход своей семьи на уровне 150-300 тысяч тенге. 20,8% на семью зарабатывают от 300 до 500 тысяч тенге. почти половина опрошенных отметила, что их финансовое положение за месяц не изменилось, но у почти трети оно ухудшилось. Кстати, в июле 2024-го у меньшего числа людей было ухудшение материального положения, но гораздо больше граждан отмечали, что жить стало лучше – 21,7% против 16,5% в 2025 году.
Еще один очень интересный раздел опроса про семейные сбережения. Этот показатель экономисты также используют в качестве оценочного фактора социально-экономического положения граждан. Так вот, в течение года с июля по июль количество людей, у которых есть накопления, практически не менялось и составляло только 25,7% опрошенных. У трети их них в 2025 году сбережения выросли, но в июле 2024-го таких счастливчиков было почти 42%. У большинства накоплений не стало больше, потому что две трети опрошенных сказали, что им ничего не удалось отложить.
Наконец, любопытные данные демонстрирует опрос Нацбанка по кредитам. У трети респондентов нет кредитов, но у большей половины есть потребительские кредиты и рассрочки – 28,8% и 22,1% соответственно. 32,8% заемщиков из числа опрошенных при этом платят ежемесячно по кредитам свыше 100 тысяч тенге.
Можно было бы не относиться серьезно к пессимистичному настроению населения, учитывая, что на рост цен влияют множество объективных факторов, в том числе и ослабление тенге, подорожание импорта, и рост тарифов. Но! На этом фоне ведь остановился рост реальных зарплат.
«Во втором квартале 2025 года среднее значение месячной заработной платы по Республике Казахстан составило 446 620 тенге. Тем не менее, в целом по экономике наблюдался нулевой рост реальной зарплаты из-за возрастающей инфляции. При этом более половины наёмных работников продолжают получать зарплату ниже средней. В целом статистика по зарплате, отражая структуру экономики, демонстрирует диспропорцию доходов по отраслям, с относительно высокими доходами в промышленности (горнодобывающей), финансовой сфере, телекоммуникациях, с одной стороны, и низкими заработными платами в сельском хозяйстве, здравоохранении и госуправлении, с другой. Средняя зарплата во 2 квартале 2025 года увеличилась на 11,3% в номинальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако из-за ускорения инфляции в реальном выражении рост показал нулевое значение. Данная динамика, по словам председателя Нацбанка, влияет на рост объёма выдачи потребительских кредитов», – отметил в своем исследовании аналитик Halyk Finance Арслан Аронов.
Так же он обращает внимание и на тот факт, что в здравоохранении, образовании, административном обслуживании и госуправлении, где занято более 56% наемных работников, наблюдаются заработки ниже среднего. И даже они снижаются в реальном выражении: в образовании на 3,1% г/г (год к году, – Авт.), в административном обслуживании на 7,2% г/г и в здравоохранении на 3,1% г/г.
«Таким образом, рынок труда Казахстана продолжает слабо отражать ситуацию в экономике: несмотря на ускорение темпов роста ВВП, рост реальной заработной платы фактически остановился. Мы считаем, что для синхронизации роста экономики и доходов требуется диверсификация экономики, перераспределение ресурсов в пользу трудоёмких секторов, повышение производительности труда и реформа системы оплаты труда», – резюмирует автор исследования.
Ну и как на этом фоне не ухудшаться инфляционным ожиданиям населения?