Источник данных о погоде: Алматы 30 күндік ауа райы
Евразия24ГлавноеТенге на рублевом буксире: отвязка? Или: где девальвация, там и перевыборы…

Тенге на рублевом буксире: отвязка? Или: где девальвация, там и перевыборы…

|

|

Никогда такого не было, и вот опять: 6,7 тенге за рубль, вместо привычных пять к одному! Между тем, бывало и не такое: совсем недавно, – попробуйте вспомнить, когда и по какому поводу, доходило и до восьми тенге за рубль. А если покопаться, то тенге падал по отношению к рублю и до четырнадцати с лишним, – мы напомним, когда и по какому поводу.

Опять-таки, стоимость национальной валюты к доллару к началу августа упала уже до ранее не бывалых 540, доходило и до 550. А авторитетные эксперты готовят общество к уровню 600 тенге за доллар.

Буквально раскалена ситуация и по базовым ставкам: Центробанка в России и Нацбанка у нас. То ли это единственная возможность удержать инфляцию, то ли надежный способ остановить экономику. Грядут, грядут какие-то развязки, или катаклизмы в области курсовой и кредитно-денежной политики, и у нас, и в России. Точнее, сначала у них, потом у нас. Как-нибудь расскажем, почему. А пока объясним, что на самом деле определяет курс тенге. Тайна эта велика есть, ни один председатель Нацбанка никогда не брался предсказывать курс не то, что на следующий год, даже на следующий месяц. И ни в одном официальном документе – Стратегии Национального банка на очередные пять лет или в регулярных Докладах о денежно-кредитной политике не найдется сколько-нибудь конкретных наметок на этот счет. Присутствует лишь целевой ориентир по инфляции – 5%, который тоже категорически не выполняется.

А что касается роли Национального банка в управлении курсом национальной валюты – Данияр Ашимбаев со словами «не перепутайте» метко сопоставил два недавних заявления из уст председателя: «Курс 540: «Основное давление на курс сегодня формируют именно рыночные факторы». Курс 550: «Ослабление тенге не связано с фундаментальными факторами».

Мы же сейчас объясним все ясно и просто: вот вам самый что ни на есть фундаментальный для нашей национальной валюты фактор, на котором тенге совершает эквилибр, как канатоходец на натянутом канате. Или лучше так: тенге как будто на упругом буксире у этого фундаментального фактора, тянущего нашу национальную валюту за собой сквозь время и все рыночные перипетии.

 

Вглядитесь: действительно, как на упругом буксире у рубля, особенно если отбросить период до августовского – 1998 года дефолта в России и первоапрельской, – 1999 года догоняющей девальвации тенге у нас.

Сразу оговоримся: вообще этот период – от лета 1993 года, – рождения деноминированного рубля и осени – рождения тенге, далее до августа 1998 года, – дефолта в России и апреля 1999 – шоковой девальвации тенге, он чрезвычайно интересен. Только поняв, что происходило тогда, становится ясным и то, что легло в основу банковской и курсовой политики у нас и в России, начиная с лета 1999 года и по сей день. Включая и то, почему эта эпоха, похоже, заканчивается. И мы как-нибудь этим займемся. А пока о той самой первой одномоментной догоняющей девальвации тенге четверть века назад.

Догоняющей – ключевое слово, объясняющее все отклонения нашей упругой привязки. Пройдемся по всем основным моментам, когда ровно натянутый буксирный канат «рубль-тенге» вдруг давал всплески. За начало «буксировки» берем момент от российского дефолта августа 1998 года.

Итак, стремительное укрепление тенге к рублю – от более шестнадцати до менее четырех за рубль, с быстрым выравниванием до стандартного впредь «пять к одному», это как раз время старта «буксировки»: первого апреля 1999 года премьер Балгимбаев без всяких шуток объявляет о переходе к «свободному» курсу национальной валюты и тенге с 87 за доллар разом улетает ниже 160 и даже 180, а через пару дней успокаивается на стоимости 130 к доллару и примерно 5,4 к рублю. На графике хорошо видно.

Следующий всплеск – это 2009 год, год некоторого успокоения после мирового кризиса 2007-2008 годов и год, открывающий новую историческую эпоху. Для всего мира и для постсоветского пространства в первую очередь. Для нас это ФИИР и инвестиционные тарифы для электростанций, а также статья президента Казахстана «Ключи от кризиса» в «Российской газете», в которой доллар назван «дефекталом». А еще это готовящиеся ТС и ЕАЭС, как реакция на это – Майдан, потом Крым, ДНР и ЛНР, санкции и все последующее. А по нашей теме это плавная девальвация рубля, проведенная Россией с середины 2008 года, с удешевлением его к тенге к началу 2009 года до 3,7. А в феврале уже Казахстан одним быстрым девальвационным рывком восстанавливает привязку 5:1.

Смотрим дальше: самый крупный всплеск – 2014-2016 годы. Та же история: летом-2014 Россия, в ответ на пост-Крымские события, включая обрушение мировых цен на нефть до менее 30 долларов за баррель, проводит плавный, но крутой девальвационный вираж: рубль обесценивается вдвое и к началу 2015 года стоит всего 2,7 тенге. Казахстанцы с вдруг подорожавшими вдвое деньгами опустошают российские автосалоны и магазины бытовой техники. А казахстанские производители теряют конкурентоспособность, взывают к правительству, правительство же… молчит. И только 20 августа, когда курсовая сдвижка уже адаптировалась и новое соотношение стало привычным, тенге отправляется в свою догоняющую девальвацию. К следующему лету это уже опять пять за рубль, но с разгона дешевеет и дальше: летом 2017 уже почти шесть. После чего натяжение буксирного каната плавно возвращается в норму. Однако норму уже при более дешевом тенге – отныне это диапазон от 5,3 до 5,8.

Наконец, всплеск 2022 года, вы уже поняли: это – СВО. А вообще, даже в чисто курсовом смысле это крайне интересная история, не похожая на прочие. Итак, после начала специальной военной операции мир в шоке, валютные биржи – тем более, и рубль, понятное дело, с 76 улетает ниже 105 к доллару. Соответственно, тенге, ничего не делая, дорожает с привычных было 5,7 до 4,7 за рубль. Однако дальше рубль… нет, не дешевеет под санкциями и негодованием всего биржевого сообщества, он не просто возвращается к прежним значениям в районе 70, он врывается в «коридор шестьдесят», а затем и вовсе закрепляется на «рубеже 50». Не иначе, Верховный издал приказ «Ни шагу назад» и поставил заградительные отряды.

Тенге, соответственно, по-прежнему ничего не предпринимая, быстро дешевеет до более восьми к рублю, и только потом натяжение рублевого «буксира» более-менее восстанавливается.

И вот ныне мы имеем новое скольжение тенге вниз по курсу рубля: на 10 августа это уже 6,75 и сейчас мы, действительно можем тревожно воскликнуть: никогда такого не было! Нет, не в арифметическом смысле, здесь ситуация как раз «и вот опять». А в том смысле, что на это раз рублевый буксир рывков не совершает, впервые с 1999 года мы не повторяем догоняющим образом курсовые маневры рубля относительно доллара, – сползаем самостоятельно.

Опять-таки: если смотреть не на арифметику, а на тенденцию, она вполне может означать: начатая в 1998-1999 годах история буксира “рубль-тенге” подходит к некоему завершающему переломному моменту. Собственно, это перелом случился еще год назад: Московская биржа, на которую во всем постсоветском пространстве только и зашел внешний капитал, попала под санкции, и курс рубля с тех пор – это уже внутреннее дело самой России. Из чего многое вытекает, включая судьбу и нашей валюты, но это уже для другого раза.

Завершим же чрезвычайно поучительными напоминаниями: что происходило перед обеими самыми крупными девальвациями тенге – в 1999 и 2015 годах: почему они пускались догонять девальвированный рубль с лагом в полгода?

Так вот: после августа 1998 года в России, в Казахстане случился ноябрь, когда президент выступает с посланием народу, выдержанном в самых драматических тонах «Вставай страна огромная!» (на борьбу с коррупцией). Заслушав которое, всегда послушный парламент вдруг взбунтовался и потребовал досрочных президентских выборов. Ради которых тут же за 20 минут принял 19 конституционных поправок. Выборы проходят в конце января, потом инаугурация, и только потом – девальвация.

2015 год ближе, нетрудно вспомнить: по ходу девальвации рубля осенью 2014 опять пафос в духе «Вставай страна огромная!»: принимается программа «Нурлы жол», распечатывающая Нацфонд. А весной 2015-го План нации «Сто шагов», создание Национальной комиссии по модернизации и перевод парламента на трехсменный режим для принятия сотни законов.

На этот раз не у парламента, а у Ассамблеи народа Казахстана рождается идея – вы уже поняли, досрочных перевыборов президента. Инициативу подхватывает «Нур Отан», за партией власти и другие парламентские партии. Выборы проходят в конце апреля, потом инаугурация, потом – вы опять уже поняли, девальвация.

Одним словом, политическое руководство страны всегда со всей серьезностью относилось к предстоящим резким переменам курса тенге, тщательно готовилось, и правильно делало. Вот почему и сейчас так важно следить за курсом национальной валюты и пытаться вовремя понять, мы еще на буксире? Или привязка заканчивается и предстоит самостоятельное плавание?

Перепечатка и копирование материалов допускаются только с указанием ссылки на eurasia24.media

Поделиться:

Предыдущая статья
Следующая статья

Читать далее:
Related

00:55:25

Быть или не быть АЭС в Казахстане? Подкаст с Бакытжаном Джаксалиевым

Как принималось решение о выборе Росатома для строительства первой АЭС в Казахстане и насколько обоснован выбор в пользу российского вендора

Ядерная интеграция

Строительство АЭС «Росатомом» в Улькене - старт новых взаимоотношений Казахстана и России. Два исторических союзника и партнера строят высокотехнологичный объект высокой ценности, который через 7 лет решит двум странам сразу несколько задач.

Один для всех, и все – для одного

К сожалению, из короткого доклада Каната Нурова президенту о работе уполномоченного по бизнесу нельзя сделать выводы, кто же именно в Казахстане 1759 раз нарушил права предпринимателей.

Аудит сказал, БРК – сделал

Нам интересна, но немного непонятна логика госуправления и квазигоссектора: они совершенствуют свою деятельность как будто исключительно после разгромных аудитов ВАП и следующих за ними рекомендаций.