Действующая с 1 декабря 2019 года глава Еврокомиссии своими действиями остро ставит вопрос о том, есть ли в Евросоюзе и общеевропейской бюрократии что-либо, за что наказывают чиновников. Может быть такое и имеется. Однако Урсула фон дер Ляйен пока еще не ответила ни за один из своих провалов, а их много.
После того, как депутаты Европарламента 18 июля 2025 года утвердили Урсулу фон дер Ляйен на новый пятилетний срок, вместо того, чтобы отправить в отставку из-за коррупционного скандала с вакцинами на миллиард евро, она поверила в свою неуязвимость.
Сначала глава Еврокомиссии «лечила» китайское руководство на 25-ом саммите Китай – ЕС в Пекине, выставляя заведомо неприемлемые политические условия. Вообще-то отрицательный результат – тоже результат. Председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Ли Цян увидели, что европейскую делегацию тарифная война с США совершенно не волнует. Вместо этого функционеры Евросоюза знакомили китайскую сторону со своей перекошенной картиной мира.
После того, как в первый день напряженного саммита 24 июля ни одного торгового договора между Поднебесной и Объединенной Европой подписано не было, китайская сторона отменила мероприятия второго дня и делегация ЕС отбыла назад досрочно.
Уже 27 июля фон дер Ляйен от лица Евросоюза встречается с Дональдом Трампом в Шотландии. По итогу американские товары идут на общеевропейский рынок с пошлиной 0%, а из ЕС в Штаты за 15%. При этом на сталь и алюминий сохраняются прежние тарифы в 50%.
Еще Брюссель обязался купить у Вашингтона энергоносителей на $750 млрд и создать специальный фонд для европейских инвестиций в США финансовым объемом в $600 млрд.
Так с Трампом мог бы договориться типовой аким из Жердын Быржерово, да еще и европейцы не потеряли бы ничего дополнительно.
А где же пафосный имидж про переговорную силу ЕС? Вполне возможно, что защитные механизмы европейского управления на каком-то этапе начнут тормозить и саботировать обещания Урсулы фон дер Ляйен. Но тогда проблема повернется другой стороной: а есть ли смысл заключать какие-либо сделки с главой правительства Евросоюза, если слово такого функционера ничего не стоит?
Сделка Урсулы и Донни – это яркая иллюстрация колониального либо неоколониального по своей асимметричности торгового договора. Европейские функционеры отказываются верить в то, что у фон дер Ляйен так плохо с пониманием происходящего. Депутат Европарламента Гуннар Бек (партия «Альтернатива для Германии»), например, озвучил мысль о наличии у Трампа компромата на главу Еврокомиссии.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан считается полномочным представителем Дональда Трампа в Европе. Но это в политическом измерении. А в экономическом плане Будапешт составная часть Евросоюза, поэтому венгерский лидер жестко раскритиковал Урсулу фон дер Ляйен за бездарную сделку. В частности, соглашение гораздо хуже по своим условиям, чем американо-британское, хотя по идее экономическая гравитация Брюсселя гораздо мощнее, чем у Лондона.
В свете произошедшего очень интересно, как теперь европейцы будут облагать Казахстан «углеродным налогом»?
Министр энергетики Катара Саад Шерида аль-Кааби еще до сделки в Шотландии сообщил, что если Евросоюз введет в действие свою Директиву о должной осмотрительности в области корпоративной устойчивости (CSDDD), то эмират свернет работу на рынке Объединенной Европы.
Данная директива является одной из форм «углеродного налога» и требует от крупных компаний, работающих в ЕС, выявлять и решать проблемы с правами человека и окружающей средой в своих цепочках поставок. Но когда Доха жестко предупредила, что многомиллиардные штрафы платить не будет и заберет свои 14% из общего объема потребления СПГ в Евросоюзе, то европейцы как-то дружно согласились смягчить требования.
В общем, хочется пожелать Астане побольше драйва в переговорах с общеевропейской бюрократией. Понтов у «брюссельских» много, но переговорщики они никакие. К тому же пример Урсулы фон дер Ляйен свидетельствует: за непрофессиональные действия по защите интересов ЕС VIP-фигуранты ничем не рискуют.