“В Казахстане 44 000 долларовых миллионеров, 0,2% населения владеют 2/3 богатств Казахстана”. “У нас экономика структурного дисбаланса, произошло это потому, что в свое время политическая элита решила распределить доходы в пользу себя, а не в пользу общества”. “В Казахстане нет системной промышленной политики”. “Обороты рубля выросли в десять раз по сравнению с 2021 годом, мы если не в рублевой зоне, то где-то рядом”.
Это все моменты из разговора с экономистом Рахимбеком Абдрахмановым.
Евразия24 комментирует:
Далеко не поднимающий настроение, но чрезвычайно интересный и насыщенно информативный разговор. Демонстрирующий всю драматическую полноту переживаемого Казахстаном и всем миром переломного исторического момента. Включая и ту сторону судьбоносного для Казахстана следующего после распада СССР перелома, о которой собеседники ничего не сказали. А, возможно, искренне не подозревают.
Даже забавно получается: сидят друг против друга опытный и дотошный журналист, демонстративно прозападный, активно топящий против АЭС, «Росатома» и вообще всего российского, и такой же прозападный экономист, не столь пока опытный, но безусловно, один из самых грамотных у нас в Казахстане. И вот оба со знанием дела буквально в пух-и-прах разбивают и экономическую политику Казахстана, и проводящее ее правительство. Хотя сами они – плоть от плоти той же политики.
И, да, критикуемая ими экономическая модель, действительно, заканчивается. И, да, засилье в Казахстане российского рубля, российских инвестиций и российского импорта – растет быстрыми темпами.
Осталось только правильно расставить акценты: это не политические элиты старого Казахстана еще четверть века назад, при формировании «вывозной» экономики, решили распределять экспортно-сырьевые доходы в свою пользу. Нет, это внешние пользователи такой модели вменили ее правящей элите, разрешив взамен тоже участвовать в вывозе не только богатств недр, но и доходов от внешних инвестиций и заимствований. Точнее, даже не разрешили, а обязали, создав таким образом компрадорскую систему власти в нашей стране.
Так вот, появление в Казахстане 44 тысяч долларовых миллионеров – это не следствие нашей чудовищной коррупции. Хотя коррупция у нас – чудовищная, и какая-то часть казахстанских миллионеров, конечно, коррупционеры. Нет, это та часть управленческой, гуманитарной и бизнес-элиты Казахстана, которая встроена в компрадорскую «вывозную» экономику и имеет от нее свой заслуженный доход, по большей части – законный. А коррупция – это вовсе не источник накопления богатств, а неизбежное сопровождение такой «вывозной» модели.
Совершенно не уверены, готовы ли в «Гиперборее» осознавать и правильно расставлять по местам причины и следствия. Не исключено, что Вадим Николаевич Борейко тоже многое понимает, но работа есть работа.
А вот то, что для освобождения от неоколониального качества нам, Казахстану, еще предстоит отрефлексировать происходящее в мире, вокруг нашей страны и внутри нас – это точно.