Почему казахи так мало знают о собственном прошлом? Как советская история повлияла на восприятие ислама? И можно ли уже сейчас говорить о возрождении интереса к корням? Историк Нурлан Кабдылхак в интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой рассказал, как власти во всем мире используют историю, какими были казахи, на каком языке писали, объяснил, кто такие шала-казахи и почему прошлое помогает идти в будущее.
Евразия24 комментирует:
Не особо, может быть, познавательный, – интересующиеся историей это и так знают, но любопытный и, можно сказать, знаковый для нашего времени разговор. По существу, это тот же поиск собственной, – индивидуальной и национальной идентичности, какой мы наблюдали и, например, здесь. На сегодня самая актуальная, повторим, можно сказать судьбоносная для будущего казахов, казахстанцев и Казахстана, тема.
Нурлан Кабдылхак, живший и учившийся в Японии и США, выпускник исторического факультета Университета Северной Каролины, собирающийся там же и обосноваться, симпатичный такой доктор Ph.D, историк советской, казахской и американской школы сразу. Формулирует очень хорошо и очень аккуратно. Признает, что история – наука сугубо политизированная и идеологизированная, но сам грамотно отстраняется от любой ангажированности. В том числе от попытки ведущей как-то там обособить советский период казахской истории.
Попытки, впрочем, неуверенной – Самал Ибраева и сама не понимает, как от этого избавиться. В самом деле, сидят два интеллигентных казаха, с хорошим знанием языков, демонстрируют и знание казахского тоже, но – разговаривают на явно родном для них русском…
В разговоре звучит и тезис, что История – это не только о прошлом, но и о том, куда двигаться дальше, очень правильный тезис! К сожалению, оставшийся не развернутым. Насчет того, что от России никуда не деться, это в контексте разговора было сказано применительно к самой длинной в мире сухопутной границе. А вот где граница между казахским и русским в самом Казахстане – ученым и журналистам еще разбираться и разбираться.