Источник данных о погоде: Алматы 30 күндік ауа райы
Евразия24ГлавноеЗакон «О территориальной обороне» – неразмеченная территория военного строительства Казахстана

Закон «О территориальной обороне» – неразмеченная территория военного строительства Казахстана

|

|

Территориальная оборона – большой вызов для государственной машины Республики Казахстан. Дело в том, что в данном вопросе невозможно опираться на опыт советского периода, поскольку в СССР территориальной обороны не было. Опыт Швейцарии с ее специальными дивизиями территориальной обороны, США с национальной гвардией или Украины с силами теробороны на Казахстан перенести механически невозможно. Потому что разная география, демография, система власти, экономика и много чего еще. Поэтому в соответствии с законом №201-VIII будут экспериментировать.

Подписанный президентом Касым-Жомартом Токаевым 30 июня 2025 года закон «О теробороне» вступает в силу через 60 календарных дней после опубликования. В реальности же неизвестно сколько пройдет времени, пока территориальные войска примут боеспособный вид и смогут выполнять отданные им приказы.

Априори можно утверждать, что главной проблемой формирования и функционирования нового рода войск Вооруженных сил РК станет межведомственное взаимодействие. Нынешние военкоматы – военные управления и департаменты по делам обороны – являются территориальными органами Министерства обороны. То есть все идет по вертикали единоначалия: президент как верховный главнокомандующий и минобороны под ним.

Территориальная оборона по закону №201 предполагает взаимодействие института президента, правительства, минобороны, отдельно генштаба и акимов различных уровней. Формально принцип единоначалия по-прежнему провозглашается, но как это будет осуществлено на практике – большой вопрос.

Со времен пандемии COVID-19 жизнь в Казахстане изменилась очень сильно, а в мире и того больше. Поэтому сам факт появления закона «О территориальной обороне» показывает, что политическое руководство страны считает вполне серьезной угрозу затягивания республики в воронку того или иного театра военных действий.

Как будет увязываться взаимодействие военных чиновников и гражданских – очень большой вопрос. В Казахстане не все акимы областей и городов республиканского подчинения проходили срочную службу в армии, а тут им предстоит решать весьма серьезные вещи. По Сунь-цзы война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели.

В советское время в Академии Генштаба генералы наряду с собственно военными вещами изучали вопросы государственного управления. Потому что с переходом страны на военное положение генералам предстояло решать вопросы снабжения населения продовольствием, заниматься проблемами инфраструктуры и прочими процессами жизнеобеспечения территории, которыми в мирное время руководят гражданские управленцы. Теперь, похоже, акимов станут «прокачивать» по части военных знаний.

Люди – самый сложный элемент в любой системе. По государственной иерархии аким области или города республиканского подчинения стоит ниже министра. Но после того, как акимы станут отвечать за свою часть вопросов по линии территориальной обороны, их управленческий и политический вес неизбежно увеличится. Больше ответственности – больше полномочий (если, конечно, процесс серьезный, а не профанация). Судя по тому, что прописано в законе от 30 июня, власть вопросами военной безопасности озабочена по-настоящему. Поэтому и пошла на расширение полномочий акимов, ибо одно необходимее другого.

Еще положения закона №201 лишний раз доказывают, что Министерство по чрезвычайным ситуациям – это силовая структура. Просто многие обыватели пребывают в уверенности, будто МЧС – это что-то второстепенное в системе государственной безопасности и обороноспособности. И только в моменты ЧС становится понятно, как много зависит от этой службы.

Перепечатка и копирование материалов допускаются только с указанием ссылки на eurasia24.media

Поделиться:

Читать далее:
Related

Есть ли перспективы у Африки? Интервью с Уэйном Хеннесси-Барретом

Каковы перспективы развития Африки и как происходит деколонизация африканских стран?

Право на суверенное право

«Аргументы и Факты» задали Послу Казахстана в России Даурену Абаеву самый «горячий вопрос» насчет новых правил въезда казахстанцев в Россию. "Мы убеждены, что российские власти примут во внимание особый характер трансграничных перемещений наших граждан», - ответил дипломат.

Сколько веревочке ни виться…

USAID за десятилетия существования потратило более 715 млрд долларов. Рубио говорит, что «поставленных целей развития достичь так и не удалось». Проект стоимостью в две трети триллиона долларов провалился.

Неужели они этого не понимают?

Любопытный диалог: Динара Егеубаева, ни разу, по ее словам, не экономист (что она по ходу разговора и демонстрирует) и Рахимбек Абдрахманов, как раз экономист и очень хороший. На стартовой картинке задающий ход разговора вопрос: Казахстан failed state?