Интервью Динары Егеубаевой с Рахимбеком Абдрахмановым: В Казахстане есть 162 человека, которым принадлежит большая часть национального богатства, есть 44 тысячи долларовых миллионеров, плюс какое-то количество миллиардеров. И есть модальная (самая массовая) зарплата – всего 97 тысяч тенге в месяц.
Евразия24 комментирует:
Любопытный диалог: Динара Егеубаева, ни разу, по ее словам, не экономист (что она по ходу разговора и демонстрирует) и Рахимбек Абдрахманов, как раз экономист и очень хороший. На стартовой картинке задающий ход разговора вопрос: Казахстан failed state?
Содержание разговора: спокойно-интеллигентная, но разгромно-разоблачительная констатация плачевого состояния казахстанской экономики: неисправимая сырьевая направленность, офшоры и гигантский разрыв между богатыми и бедными. На что, впрочем, Рахимбек не первый открывает нам глаза, до него, с разной степенью эмоциональности, но схожими аргументами про это говорили и другие качественные экономисты.
Впрочем, ничего нового мы не услышали и насчет того, что же делать. Во-первых, надо бороться с коррупцией, – эту очевидную задачу на первое место выносят все, от простых граждан и до высшего руководства. В данном разговоре звучит ссылка на тоже хорошего экономиста Касымхана Каппарова, по оценке которого коррупция ежегодно съедает около 10 миллиардов долларов.
Во-вторых, – и это тоже не слишком новая мысль, все дело в том, кто возглавляет систему. Вот если президент решительно повернет руль и начнет заботиться о народе, все и наладится.
Вот что, пожалуй, несколько внове в такого рода диалогах ведущих ютуб-каналов и статусных экономистов, так это настойчиво повторяющийся в этот раз вопрос-рефрен: неужели они этого не понимают?! Они – это власти вообще, особенно правительство и, особенно, министры.
Они-то, скорее всего, понимают. Может быть, не все и не все, но будь они не при должностях, расписали бы все той же Динаре не хуже Рахимбека.
Осталось нам добавить кое-какового своего понимания. Начиная с того, что не коррупция, а наша совершенно несекретная «вывозная» экономическая модель позволяет, совершенно официально, выводить из страны гораздо более значительные валютные суммы. Откройте публикуемый Национальным банком платежный баланс и убедитесь, что выведенные за рубеж доходы от иностранных инвестиций и займов только за прошлый 2024 год «съели» 28,4 миллиарда долларов. Наверное, среди этих «иностранных» инвесторов какую-то часть составляют и наши соотечественники, вот откуда у нас долларовые миллионеры и миллиардеры.
Поэтому завершим тем же вопросом: неужели они этого не понимают?
Они – это наши с очень хорошим западным образованием экономисты и прозападно ориентированные журналисты. Со знанием дела и где-то даже с упоением критикуя казахстанскую экономику, неужели они не понимают, что это – прямое следствие как раз тех догматов «свободного» рынка, которые Казахстану пришлось принять к исполнению в сложные переходные 90-е годы?
Поэтому суть не в том, чтобы что-то объяснить тем, кто наверху. Наверху как раз все понимают, но менять систему, в которую вписан Казахстан, очень не просто. Особенно, если дискурс внутри общества, фиксируя недовольство экономической и социальной ситуацией, поддерживает фундаментальное непонимание глубинных причин положения, в котором оказалась наша страна.
Другое дело, что сейчас сама глобальная система меняется с головокружительной скоростью, и надо бы не отставать. А потому нужен общенациональный дискурс: каким – не сырьевым и не компрадорским образом, вписываться в реалии многополярного мира.