«Государственный мониторинг вреда, причиненного России иностранными источниками» – новая функция Генеральной прокуратуры РФ. На слух воспринимается тяжеловесно, но у бюрократического словооборота свои законы. Для жителей Казахстана важно понять, что теперь вся деструктивная и подрывная деятельность в адрес России фиксируется и за нее предусмотрены различные наказания.
После того, как органы власти Российской Федерации запретили въезд достаточно представительному кругу казахстанских граждан, наблюдатели попытались создать их коллективный потрет.
Если коротко, то это политики, ученые, политологи, деятели культуры, блогеры и журналисты, которые публиковали антироссийские, антисоветские и русофобские исследования, тексты, посты, видеосюжеты, делали публичные высказывания в таком ключе. Прославление нацизма тоже является основанием для запрета на въезд в Россию.
По большому счету, всем этим лицам ничего серьезного не грозит, но список закрытый. Достоверно известно только о тех, кто уже столкнулся с запретом на въезд. Это депутаты Айдос Сырым и Ермурат Бапи, академик Мамбет Койгельды, журналисты Ирина Медникова, Лукпан Ахмедьяров, Рауль Упоров.
Гибридная война против России, которая активизировалась с февраля 2022 года, одним из своих основных фронтов имеет информационный. Российские уполномоченные органы уже несколько лет мониторят информационное пространство Казахстана на предмет его общего состояния и по конкретным персоналиям.
Указ президента Владимира Путина «О государственном мониторинге вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральной территории «Сириус», муниципальным образованиям, физическим лицам и организациям иностранными источниками» от 19 мая – это своего рода централизация работы, которую в Кремле считают важной.
По большому счету нечто такое ожидалось сразу после начала войны в Восточной Европе, но российская бюрократия работает медленно. Зато у большого государственного аппарата действует мощная инерция. Теперь многие фигуранты, которые не попали в список невъездных в предыдущее время, там запросто окажутся.
Не факт, что удаление старых постов и видео поможет избежать наказания. Потому что досье ведется уже давно, да и сам Интернет все помнит.
Функционально «Госмониторинг вреда» – это в первую очередь ответ на западные санкции, которые те же европейцы обещают ужесточить. Да и баланс уже понесенных потерь необходимо подвести основательно.
Раньше эти вопросы решались на ведомственном уровне – Минфин отдельно, МИД отдельно. Теперь появился главный уполномоченный орган в лице Генпрокуратуры, который будет играть интегрирующую роль.
По просочившейся в СМИ информации, в мониторинг будет включена тарифная политика ЕС и G7. В поле контроля попадут все иностранные структуры и граждане, вне зависимости от того, располагаются они в дружественной стране или недружественной. Интерес к Казахстану ожидается повышенным, поскольку он территориальный сосед, член ЕАЭС и ОДКБ.
Для наблюдателей некоторой неожиданностью стало то, что ущерб российскому бизнесу приравнивается к ущербу российскому государству. Хотя, если разобраться, компании и предприниматели платят налоги, поэтому, если вред получили они, то в конечном итоге пострадало и государство.
В Госмониторинге вреда многие увидели отсылки к Warhammer 40,000 – это настольная игра-варгейм, разработанная и издаваемая британской компанией Games Workshop. Действие игры происходит в мрачной технофэнтезийной вымышленной вселенной.
Там есть Великая Книга Обид, также известная как «Даммаз Крон» (на языке Гномов). Она представляет собой перечень всех злодеяний и коварных поступков, когда-либо совершенных против Гномов. Книга пишется кровью Верховных королей и только они имеют право добавлять новые записи и вычеркивать отомщенные. В случае с Россией чем-то подобным уполномочена заниматься Генеральная прокуратура.