Евразия24:
В замечаниях Национальной палаты в адрес Минэнерго относительно недоработок проекта много и другого дельного, с чем мы солидаризуемся. А от себя добавим, на наш взгляд, самое существенное: коммерческое, к тому же зарубежное финансирование, возвращаемое через тариф.
Сделаем элементарный расчет: при идеальном отсутствии аварий и полной загрузке в базовом режиме ГРЭС мощностью 2600 МВт сможет вырабатывать, максимум, 20 млрд кВт часов в год. Делим предполагаемую стоимость 3 трлн тенге на эту выработку, получаем 150 тенге на каждый кВт-час. Допустим, оговоренный срок возврата – 10 лет, тогда капитальная составляющая в тарифе составит 15 тенге за кВт-час. Не считая эксплуатационных затрат, которые, по аналогии с действующими (давно окупленными) ГРЭС составят те же 15 тенге/кВт-час. То есть, тариф новой ГРЭС будет двойной. Если и дальше так пойдет, тарифы в казахстанской энергетике придется удваивать, чтобы половину отдавать дяде.
Хорошо, если удастся договориться на 25 лет, тогда тариф придется грузить «всего» шестью тенге дополнительно. Но арифметику не обманешь: если такой метод развития практиковать из года в год, все равно у нас получается стабильно удваиваемый тариф. А у дяди – стабильно растущая прибыль.