Существовавшая у кочевников до создания Федерации экономика натурального хозяйства, производившая продукты скотоводства – молоко, мясо и шерсть, а также минимально необходимые предметы быта только для своих нужд, давно достигла своего потолка. Поскольку все соседи производили одинаковый набор продукции, торговли между родами кочевников не существовало, а значит, производить больше, чем нужно самим, никакого смысла не было.
Сделать жителей Мәңгі Ел более богатыми можно было только одним способом — производить как можно больше продукции скотоводства и продавать ее на экспорт туда, где на нее есть массовый спрос, а такой существует только на удаленных внешних рынках оседлых земледельческих народов.
Отличным экспортным товаром скотоводов, который мог быть доставлен в целости на большие расстояния и продан в больших объемах, была овечья шерсть, естественная монополия на производство которой находилась в руках у степняков-кочевников.
Географическое соседство с большими территориями, густо населенных земледельческими народами – Китаем, Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказом и Русью – теоретически позволяло организовать масштабную продажу шерсти на этих рынках.
Вспомним, как Великая Британская Империя «поднялась» на торговле овечьей шерстью в Европе, до сих пор производя ее в огромном количестве в своих колониях-протекторатах – Австралии и Новой Зеландии.
По сей день Лорд-канцлер в Парламенте Соединенного Королевства восседает в средневековом парике на большом тюке с шерстью, что символизирует огромное значение торговли этим товаром в истории превращения маленькой островной Британии в Великую Империю.
Главной проблемой для организации Большой торговли была высокая стоимость доставки шерсти на внешние рынки, которая вырастала при пересечении территорий многочисленных кочевых Ханств, окружающих Мәңгі Ел, каждое из которых требовало оплаты таможенных пошлин и платы за транзит. Чтобы стоимость шерсти была приемлемой для ее массового приобретения оседлыми народами, необходимо было вовлечь все окружающие Мәңгі Ел транзитные территории кочевых народов в Единое Экономическое Пространство с отменой платы за транзит грузов и в Таможенный Союз с отменой таможенных платежей на внутренних границах.
Кроме этого, чтобы перевозить сотни тонн шерсти к большим рынкам сбыта, нужен экономически эффективный грузовой транспорт, хорошие дороги, надежные мосты, безопасные места стоянок караванов для отдыха, кормежки и водопоев гужевого скота. На все это требовались очень большие материальные затраты, которые можно было осилить, только объединяя вклады всех хозяйств всех территорий кочевых народов-участников проекта.
Вклад каждого хозяйства в государственные проекты – это налоги, которые Правительство должно было научиться собирать. Поскольку обложить налогами обменные операции (бартер) невозможно, да и собирать налоги натурой (предметами сделки) бессмысленно, требовалось перевести всю торговлю с обменных бартерных сделок на налогооблагаемые товарно-денежные отношения.
Для этого необходимо было создать собственную национальную валюту и механизм ввода ее в повсеместное обращение. Правительство Жеңіса основало государственное предприятие «Федеральный Монетный Двор», где собранные по всей Мәңгі Ел бригады металлургов и кузнецов быстро наладили массовую чеканку медных и серебряных монет широкого и удобного номинала – теңге (рус. – деньги).
В качестве механизма повсеместного внедрения товарно-денежных отношений в экономику Мәңгі Ел была установлена государственная монополия на закуп и на экспорт главного товара Федерации – овечьей шерсти – государственным предприятием «Национальная Торговая Корпорация», которая скупала всю шерсть, произведенную на территории Мәңгі Ел, по единой справедливой цене и оплачивала сделки наличными деньгами-монетами теңге.
Агитационные листовки с портретом счастливого казаха с мешком теңге в руках под лозунгом «Животноводы Мәңгі Ел, производите овечью шерсть сколько сможете!Государство выкупит ее в любом количестве и по справедливой цене!» были распространены по каждому аулу – это воззвание было воспринято населением с большим воодушевлением! Что еще надо производителю для развития дела, когда есть гарантированный и неограниченный сбыт его продукции? Да это просто мечта для любого предпринимателя!
По всей Федерации были организованы заготовительные конторы Национальной Торговой Корпорации, чьи сотрудники объезжали на своих арбах все кочевья в округе, скупали, сортировали и упаковывали шерсть в стандартные тюки. Все население Мәңгі Ел стало активно наращивать поголовье овец для экспорт-ориентированного товарного производства овечьей шерсти на продажу за теңге, на которые теперь можно было купить все, что продается, а самое главное – монеты можно удобно и надежно сберегать на будущее в любом количестве.
Закупая шерсть и оформляя договоры купли-продажи, заготовители Национальной Торговой Корпорации одновременно решали крайне важную для Правительства задачу – вели перепись населения и активов (скота), а Правительство, суммируя объемы закупа шерсти, получало примерный размер Валового Внутреннего Продукта (ВВП) на каждой территории Федерации, что совершенно необходимо знать для эффективного финансового и социально-экономического управления.
Зная ВВП территорий, Правительство определяло сумму Единого Федерального Налога (по сути НДС) каждому региону, которая устанавливалась 1 раз в 5 лет. Единый Федеральный Налог, получивший название «жасақ», был установлен Жеңісом в размере 10% от дохода, что было настолько незначительным по сравнению с наказанием за его неуплату, что было проще заплатить и спать спокойно. Невыплата Федерального налога была объявлена тягчайшим преступлением против государства и грозила нарушителю смертной казнью с конфискацией всего имущества.
Из полученных за проданную шерсть теңге хозяйства Мәңгі Ел выплачивали жасақ в Федеральный бюджет Қазына (рус. – сокровище), а остальные использовали для накоплений или для расчетов при покупке импортных товаров народного потребления.
Монополия на торговлю импортом также была закреплена за Национальной Торговой Корпорацией, хорошо пополнявшей прибылью бюджет Қазына и возвращавшей в денежный оборот монеты теңге из пухлых кубышек населения.
Интересно была организована и система сбора налогов. На каждую территорию из местных богачей с большим залоговым имуществом выбирался единый сборщик налогов – басқақ (далее рус. – баскак). Баскак сразу выплачивал наличными в Федеральный бюджет 100% от суммы НДС, запланированной для сбора, с закрепленной за ним территории.
После этого все суммы налога жасак, которые баскак соберет на территории, доставались ему. Зная наперечет все активы вверенной территории, баскак уверенно собирал и плановую и сверхплановую сумму жасака и получал прибыль. При этом баскак старался, чтобы бизнес на вверенной ему территории развивался и получал высокие доходы опережающими темпами в гораздо большем размере, чем заложило на 5 лет в своих расчетах Правительство, тогда его прибыль устойчиво росла из года в год. Баскаки быстро положили конец и скрываемым от налогообложения сделкам, легко выявляя на своей территории нечистых на руку заготовителей Национальной Торговой Компании.
В распоряжении родовой аристократии оставались местные сборы в бюджет рода, размер которых не должен был превышать 5% от суммы жасака, установленной для этой территории. За этим строго присматривали баскаки, кровно заинтересованные в том, чтобы местная власть не задавила предпринимателей-производителей шерсти своими сборами.
Таким образом были налажены и массовое товарное производство экспортной овечьей шерсти, и система устойчивого сбора налоговых поступлений, которые в основном пошли на создание транспортной инфраструктуры Большой Торговли.
Федерация накапливала производственную, финансовую и технологическую мощь для Большого Экономического Скачка. На складах Национальной Торговой Корпорации собрались сотни тонн закупленной овечьей шерсти, у населения скопились большие суммы денег, которые не на что было потратить. Срочно нужны были импортные товары народного потребления, иначе тенге обесценятся и экономику Мәңгі Ел погубит инфляция. Наступило время следующего этапа развития Федерации — начало Большой торговли.