Усилия «Евразии-24» насчет акции «Бессмертного полка» как связи между прошлым и будущим, усилия других СМИ, общественных и политических объединений, выступавших организаторами или голосовавших «ЗА», и, конечно же, акиматов (в этом году решение, похоже, принималось особенно тяжело), дали свои плоды. В Алматы шествие пройдёт под названием «Батырларға тағзым» — «Поклонимся героям».
И тут вот какой момент: инициатива «Бессмертного полка», не случайно родившаяся после мирового кризиса 2007-2008 годов, уже тогда подведшего фактическую черту под нынешней моделью глобализации, и не случайно совпавшая с другими знаковыми событиями того времени, в частности, появлением Таможенного и Евразийского союзов, очень неслучайно мгновенно охватила и Россию, и все постсоветское пространство, и еще половину мира. Это был вовремя подхваченный и властями акт общенародной консолидации, в подложке которого стояла вот такая идеологема: мы – дети и внуки Советского народа-Победителя, и несем память о своих отцах и дедах в наше Общее будущее.
Пандемия организовала всего лишь физический перерыв в этом акте единения, а вот начало СВО устроило нам очень и очень серьезный экзамен насчет того, как понимать ныне происходящее в мире, куда все идет и как к этому относиться.
Сейчас, когда чувства напряжены и поляризованы военным и идеологическим противостоянием в окружающем Казахстан мире, всякое публичное действие или, наоборот, его отсутствие – имеют значение. Не проводились в Астане парады Победы, а теперь пройдет – это более чем значимо. Назначен парад на 7, а не на 9 мая – это многозначительный знак, но вот присутствие президента Казахстана 9 мая в Москве на Красной площади дает этой многозначительности однозначную коннотацию.
Дети в школах, одетые в военную форму и исполняющие военные песни – это демонстрация, но и запрет на военную форму и песни военных лет – тоже демонстрация. Пройдет колонна «Бессмертного полка», это демонстрация, многих воодушевляющая, но кого-то и напрягающая. Не пройдет – обратная демонстрация.
Благодаря политике образования тридцати лет «независимости», мы имеем школьников и молодежь, не знающих, что такое Великая Отечественная война и кто в ней победители. Впрочем, устрой им экзамен по батырам, именами которых названы улицы Алма-Аты, результат будет не лучше. А ведь без прошлого нет будущего.
Кто-то подает «Бессмертный полк», как чисто российский проект, а народ-победитель, дескать, это только русские. От большого ли ума, или сознательная провокация, — интернет полон всяким, а на войне, как на войне.
Это как пройти по лезвию ножа.
Идти надо, и предельно аккуратно, но главное – идти и знать, куда идем. Президент Токаев провозгласил переход в Новый и Справедливый Казахстан. Что это такое, пока не знаем, зато очень хорошо знаем, из чего состоит Старый Казахстан. В том числе из тех, кто именует сторонников «Бессмертного полка» «пятой колонной» и «коллаборантами».
Именуют активно и публично, — посмотрите соцсети, посмотрите набор атакующих интернет-проектов, это их такая, можно сказать, фронтовая работа – поддерживать антироссийский градус.
Это атака с националистических и прозападно-либеральных позиций, за ними — часть госаппарата и почти весь крупный бизнес, в этом их сила. Еще бы, ведь Старый Казахстан целиком аффилирован с «вывозной» экономикой и бьется за ее сохранение как за собственную жизнь.
Но за националистами и обслугой компрадорской экономики нет будущего, в этом их неизбывная слабость. Посмотрите на атакующие национал-либеральные медиапроекты: вдрызг раскритиковать правительство за некомпетентность и коррупцию, рассказать, как все плохо в экономике и в какую пропасть все катится, это хоть каждый день. Тем более, все так и есть.
Но вот посягать на «Вашингтонский консенсус», на плавающий курс нацвалюты, на роль Нацбанка, как органа внешнего управления, на СРП и трансфертные цены, на использование Национального фонда и ЕНПФ, как инструментов колонизации – слабо. Слабо даже не с профессиональной, а с идеологической точки зрения. Ведь избавление от экспортно-сырьевой и внешне-инвестиционной колониальной зависимости требует консолидации постсоветского пространства и его народов. И тут нацпатов и либералов – клинит.
Итак, речь сейчас не о том, кто кого переборет: сторонники или противники «Бессмертного полка». И не о том, правы или не правы всячески осторожничающие с публичными акциями власти.
Война на Украине трудно и медленно идет к концу. Но мировая война за ресурсы, по всей видимости, будет только обостряться. Поэтому нам нужно не замалчивать проблемы, а научиться их решать в интересах народа и государства.