Люди, которые зарабатывают на разжигании ненависти, оказались в поле политического внимания президента. Выступая на пленарной сессии Ассамблеи народа Казахстана, глава государства уделил внимание провокаторам, которые занимаются языковой и этнической рознью в Казахстане. Теперь нужна серия наказаний преступников для закрепления властного тренда. Дабы слова и дела политического руководства находились во взаимодействии.
Касым-Жомарт Токаев признал проблему, что хорошо само по себе. Ведь очень часто трибуна АНК используется для лакирования действительности в языковых и межэтнических отношениях, где им пытаются придать лубочный вид.
С одной стороны, информационный накал языковой проблематики в последние месяцы стал особенно острым и действительность колет глаза даже через розовые очки. С другой стороны, деконсолидацией казахстанского общества занимаются зарубежные игроки, для которых важно, чтобы Казахстан создавал проблемы России и Китаю, тем самым выступая пешкой или разменным козырем в чужой игре.
Еще одна проблема в том, что с назарбаевского периода власть освоила технологию сбрасывания социального напряжения по каналам межэтнических, языковых и религиозно-конфессиональных отношений. Сам по себе инструмент обоюдоострый и не всегда работает эффективно. Например, в Жанаозене 2011 года прием оказался бесполезным, поскольку все были казахами и поголовно говорили на государственном языке.
Президент взял на вооружение постулат о том, что власть не имеет права мямлить, поэтому внятно озвучил целеполагание государственной политики в том же языковом вопросе. К сожалению, бюрократический аппарат Республики Казахстан склонен к кампанейщине и фиктивно-демонстрационным продуктам (ФДП), вместо пошаговой, кропотливой и каждодневной деятельности.
Половина победы – это просто не выходить из игры. Теперь провокаторы – внутри периметра страны и за ее контуром, на местных бюджетах и на заграничных – должны почувствовать руку закона на своих физических лицах. Благо, в отношении достаточного количества таких фигурантов составы преступления озвучены ими самими в постах и видеороликах.
Если слова не будут подкреплены делами в отношении конкретных нарушителей, то громкие заявления политического руководства будут списаны на пресловутую многовекторность. Мол, президенту положено говорить такие вещи и он их озвучивает, а жизнь и разнообразные процессы, включая деструктивные, идут своим чередом. При подходе, когда слова не расходятся с делами в одном аспекте, это невольно проецируется и на остальные тезисы и установки главы государства.
Между тем, Касым-Жомарт Токаев озвучил во-многом доктринальные вещи и построил внятную систему координат по отношению к территориальным соседям: «Россия – главный стратегический партнер и надежный союзник Казахстана. Сотрудничество с Китаем также имеет глубокие корни. Китайский народ никогда не причинял вреда казахскому народу и не сделает этого в будущем. Кыргызы, живущие в горах Алатау – наши братья. С древних времен мы уважаем узбеков как своих собственных братьев. Туркмены для нас родственный народ, мы чтим наших общих предков. Мы также испытываем искренние чувства к Азербайджану, с которым разделяем берега древнего Каспийского моря. Одним словом, мы поддерживаем братские отношения со всеми соседними государствами».
Фактически Астана заявляет о себе как фигуре, которая отказывается от враждебных и провокационных действий по отношению к своим соседям и не намерена участвовать в грязных геополитических играх. Если она ответит за свои слова делами, то может с полным основанием рассчитывать на взаимность с пограничными государствами. Теперь вопрос в политической воле.