На платформе Substack (сервисе, где люди: журналисты, эксперты, авторы) публикуют свои тексты в виде блогов или новостных рассылок, появился любопытный текст за авторством Дэвида Томаса (David Thomas), взявшего интервью у казахстанского журналиста, эксперта по Ближнему Востоку Акмарал Баталовой.
Дэвид Томас — журналист и специалист по психическому здоровью, автор восьми поэтических сборников и одного труда о вмешательстве в кризисные ситуации, кроме того, он сам непосредственно работает с детьми и взрослыми с аутизмом. Его работы публиковались в таких изданиях и на таких платформах, как Организация Объединенных Наций, НАМИ, NewsBreak и The Canton Repository. В настоящее время он пишет для своего независимого новостного блога REDFORD.
Совсем недавно его поэтический сборник «Женщины» был признан финалистом премии American Writing Awards, одно из его журналистских расследований рассматривается на соискание премии Хоторна, а его многолетняя работа по защите прав инвалидов была номинирована на премию Уолтера Кронкайта.
Никогда бы не подумали, что американский журналист будет спрашивать у эксперта из Казахстана, что им делать, а та будет хвалить нашу журналистику.
Тем не менее, в переводе это звучит так:
«В эпоху, когда границы между национальной безопасностью и свободой прессы становятся все более размытыми, Акмарал Баталова выражает мнение, основанное на опыте, накопленном за пределами Америки.
Как журналист, работающий в развивающейся медиа-среде Казахстана, она размышляет о законе, подотчетности и непреходящей ответственности репортеров за правду и профессиональное достоинство».
Это преамбула. А дальше такой разговор:
«Вопрос. С точки зрения гражданских свобод, как Вы относитесь к недавним сообщениям о расследованиях ФБР в отношении американских журналистов — где грань между соображениями национальной безопасности и свободой прессы?
Ответ. Состояние сегодняшней журналистики в США удивляет, потому что исторически в преследовании свободы прессы традиционно обвинялись страны с авторитарными режимами. Грань между соображениями национальной безопасности и свободой прессы должна определяться законом и от журналистов требуется безусловное его знание.
Другое дело, кто пишет эти законы и в чьих интересах они принимаются. Пример — Джулиан Ассанж. С точки зрения государства, он нарушил законы о национальной безопасности. С профессиональной точки зрения, он совершил подвиг, открыв правду.
Вопрос. Какие меры предосторожности должны быть приняты, чтобы федеральные расследования не оказывали негативного воздействия на журналистов, которые просто выполняют свою работу?
Ответ. Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку я гражданин другого государства. Думается, многое зависит от уровня осознанности гражданского общества. Если граждане будут активно защищать журналистов, федеральные власти будут к ним прислушив аться и защищать их. Но если журналисты плохо выполняют свою работу, отрабатывают за деньги чью-то повестку и производят фейки, общество вряд ли поголовно встанет на их сторону.
Вопрос. В тех случаях, когда известные представители средств массовой информации сталкиваются с пристальным вниманием правоохранительных органов или судебными исками, как общественность может отличить законную ответственность от потенциального политического или институционального превышения полномочий?
Ответ. Не знаю, как в США, но у нас в Казахстане есть возможность нанять независимого адвоката, который бы защищал представителей СМИ, попавших под пристальное внимание правоохранительных органов или судебные иски. Но в целом, у нас есть официальные СМИ, финансируемые и контролируемые государством. Также существует консенсус общества и власти по поводу тех или иных частных масс-медиа, поскольку всем известно, кому принадлежит то или иное СМИ, какую повестку они имеют и есть реестр СМИ, финансируемых из-за границы. Поэтому, в случае задержания, например, какого-либо представителя СМИ, правоохранительные органы, как правило публично объясняют по какой именно статье Уголовного кодекса страны он привлекается к ответственности, а общество оценивает, справедливо это или нет.
Вопрос. Какие шаги должны предпринять журналисты, новостные организации и правозащитные группы прямо сейчас, чтобы защитить репортеров, сохраняя при этом этические и правовые стандарты?
Ответ. Гласность, широкое оповещение общества, на мой взгляд, важный инструмент защиты. И, раз уж Вы задали мне вопрос как иностранному журналисту, я бы предложила укреплять параллельные международные связи между журналистами разных стран, создавать какие-то содружества, общаться, обсуждать актуальные темы и вставать на защиту друг друга».
Любопытно. Осталось добавить, что David Thomas, автор этого текста, ведёт свой блог/рассылку на Substack под именем David’s Substack / David Thomas Journalist. Его считают «про-Трамповским» журналистом. И, похоже, так оно и есть. Тем любопытнее.

