Предыдущую редакционную колонку мы посвятили «засекреченному банкету» — совещанию, на которое премьер-министр Бектенов пригласил руководителей энергетики, и те ему озвучили планов громадье. А глава правительства в ответ потребовал переходить от слов к делам.
Еще бы: до 2035 года к нынешним 26,7 ГВт установленной мощности предстоит добавить (по словам участников совещания) еще 26 ГВт, — практически еще одну национальную энергосистему.
Наложим это на сказанное уже главой государства на Курултае, там энергетике был посвящен целый блок, упакованный в развитие цифровизации и искусственного интеллекта.
«Нам нужны реальные успехи, а не пиар-акции и имитация прогресса. Год цифровизации и искусственного интеллекта – не дань моде и, тем более, не декларация, а конкретная задача для всего государственного аппарата. Она имеет стратегический характер, поэтому спрос за ее выполнение будет соответствовать ее важности для государства. Важно понимать: сами по себе технологии не способны устранить управленческий хаос. Если процессы изначально выстроены неправильно, перегружены дублирующими функциями и бюрократической волокитой, то внедрение искусственного интеллекта не станет панацеей. Поэтому стратегиям цифровой трансформации должно предшествовать наведение порядка в самой системе управления».
Мы специально процитировали именно это место, потому что и сами будем говорить об управленческом хаосе и имитации прогресса вместо реальных дел.
Конкретный пример: то самое совещание у премьера, вернее, состав его участников. Как бы более чем представительный и охватывающий все сферы энергетического производства. Присутствовали руководитель Минэнерго, как отраслевого органа, рядом министр национальной энергетики, к тому же в ранге вице-премьера, тоже прямо причастный к энергетике, — ниже скажем, чем. Далее руководитель ФНБ «Самрук-Казына» и руководители его «дочек»: национальной сетевой компании КЕГОК, нацкомпании «Самрук-Энерго». Никто не забыт и ничто не забыто.
Но кто из них, ответьте пожалуйста, отвечает за электроэнергетику и за стоящие перед ней задачи? Вот хотя бы за ввод тех самых 26 МВт к 2035 году, твердо обещанных премьеру.
И вообще, откуда они взялись – эти фантастические, прямо скажем, новые двадцать шесть тысяч мегаватт всего за следующие десять лет? Чтобы был понятен размах этой ненаучной фантастики: это ровно шесть (плюс еще половинка) таких самых больших в Казахстане станций, как Экибастузская ГРЭС-1, которую всем Союзом строили как раз десять лет. Или это ровно десять (плюс еще половинка) таких атомных станций, как Балхашская АЭС, которую еще только предстоит построить. И хорошо, если успеем до 2035 года.
Или это ровно (только не падайте со стула!) 80 (сумма прописью – восемьдесят) таких гидроэлектростанций, как одна из самых мощных в Казахстане Капчагайская ГЭС.
А для любителей «альтернативной» энергетики еще и такое сравнение: 26 ГВт — это еще семь с половиной раз по столько, сколько со времен ЭКСПО-2017 у нас введено солнечных и ветровых мощностей.
Можно было бы и позубоскалить над отсутствием у ответственных за энергетику элементарного «чувства цифры», но ведь отрасль и реально нуждается в форсированном развитии! Вот вам еще одна подборка цитат от президента:
«Производство электроэнергии в Казахстане в объеме 123,1 миллиарда киловатт-часов явно недостаточно для успешного выполнения всех наших планов. Прежде всего, следует сфокусироваться на создании прочного инфраструктурного фундамента для высокотехнологичной и энергоемкой экономики будущего. Следует заранее определить специальные зоны под строительство мощных дата-центров, необходимых для обеспечения надежной и бесперебойной работы всей IT-инфраструктуры. Правительство совместно с акиматом Павлодарской области планирует построить «ЦОД-долину» на базе энергетических мощностей Экибастузского бассейна. Мы должны заняться введением в строй новых энергетических мощностей, не дожидаясь окончания строительства атомных электростанций. Следует также иметь в виду, что дата-центры сопоставимы по энергозатратам с металлургическими комбинатами. Поэтому вопросы энергетической самодостаточности должны рассматриваться как важнейшая часть государственной политики».
То есть, нужен напряженный, но реальный план ввода новых энергетических и сетевых мощностей в Казахстане на ближайшие 10-15-25 лет. Генеральная схема развития национальной энергосистемы. Но что вы хотите от высокопоставленных участников совещания, если такого плана — попросту нет. Фантазируй перед главой правительства как хочешь! Какие-то свои планы имеются у КЕГОК, какие-то свои – у «Самрук-Энерго». А у «Самрук-Казыны» — и тех нет. Некие «прогнозные балансы» имеет Минэнерго…
Но Генеральной схемы, по которой только и можно планировать и осуществлять развитие энергосистемы – нет!
Смотрите, какой тщательно продуманный и хорошо организованный управленческий хаос царствует у нас в электроэнергетике.
Минэнерго (которое на самом деле министерство нефти) как бы отвечает за руководство электроэнергетикой, но руководить ему нечем. Системный оператор, сердце энергосистемы, почему-то внутри сетевой компании «КЕГОК». А само АО «КЕГОК», как и «Самрук-Энерго» — почему-то под холдингом «Самрук-Казына», который всем руководит, но ни за что не отвечает. Министерство национальной экономики, которое за энергетику никак не отвечает (как, впрочем, и за национальную экономику), почему-то устанавливает энергетикам тарифы.
Вот бы чем на самом деле заняться премьеру: разобраться, наконец, со «вторым правительством» — АО «Самрук-Казына». Благо, единственным акционером «Фонда национального благосостояния» (никак это состояние не улучшающим) является правительство. Президент Токаев, помнится, обещал холдингу реформироваться или «уйти в небытие» — самое время осуществить такое намерение.
И, наконец, создать такое министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, которое получит все полномочия и всерьез возьмется за отрасль.

