еуразия24
Источник данных о погоде: Алматы 30 күндік ауа райы
еуразия24
Евразия24Редакционная колонкаЗасекреченный банкет

Засекреченный банкет

|

|

Премьер Бектенов провел совещание по решению проблемы энергодефицита. Итоги впечатляющие: к 2029 году Казахстан от дефицита перейдет к профициту электроэнергии, из импортера мы превратимся в экспортера.

Вот цитаты:

«Министерство энергетики переходит к практической фазе реализации масштабного инвестиционного плана. На сегодня ведется работа по 81 проекту суммарной мощностью 15,3 ГВт с общим объемом инвестиций более 13 трлн тенге. Значительная часть проектов реализуется за счет прямого привлечения частных инвестиций через механизм рынка электрической мощности.

Ввод объектов, по которым сейчас ведется работа, позволит уже к концу первого квартала 2027 года полностью покрыть потребность экономики в электроэнергии и вывести Казахстан из статуса энергодефицитной страны. К 2029 году ожидается выход на устойчивый профицит как электроэнергии, так и регулировочной мощности, что создаст условия для увеличения экспортного потенциала страны».

Общая установленная мощность за год увеличилась с 25,3 ГВт до 26,7 ГВт. В целом до 2035 года будет обеспечен ввод дополнительно более 26 ГВт генерирующих мощностей – это тоже с того совещания.

Вот только редакцию «Евразия-24» мучат смутные сомнения: за чей счет этот электрический банкет, во сколько обойдется переход Казахстана из статуса покупателя электроэнергии у России в статус ее щедрого экспортера и кто заплатит за столь революционное улучшение нашего технологического и индустриального качества?

Впрочем, в отличие от управдома Бунши, ничего не понимающего в царских делах, мы в энергетике кое-что смыслим, потому и сомневаемся.

Нет, сомнений насчет «прямого привлечения иностранных инвестиций через механизм рынка мощности» нет никаких. Иностранные инвесторы, без сомнения, охотно вкладываются в Казахстан, — именно потому, что не сомневаются: все вложенное будет надежно возвращено, и быстро, и с хорошей прибылью. Неизбежного на любом рынке риска в данном случае нет никакого: гарантом возврата выступает правительство Казахстана, которое так официально и провозгласило «тариф в обмен на инвестиции».

При этом у правительства тоже никаких проблем: оно просто включит в тариф все подлежащие возврату инвестиции и всю оговоренную с инвесторами прибыль, — когда момент расчетов по введенным объектам настанет. А он как раз и настанет где-то к 2029 году и далее.

Оплатит же этот электрический банкет потребитель, граждане Казахстана. Как непосредственно, через повышение стоимости электричества, наматываемого по домашнему счетчику, так и опосредованно, через стоимости всего на рынке. Всего, потому что стоимость электроэнергии входит в цены именно всего: всего, что производится, что привозится и что продается.

Поэтому как-то слишком уж подозрительно — ни Министерство энергетики, ни «Самрук-Казына» с компанией КЕГОК, ни само правительство ровно ничего не говорит о тарифе, при котором мы избавимся от дефицита и перейдем к экспорту электроэнергии. Речь не о сказанном на совещании у премьера, а о самих правительственных программах модернизации и развития энергетики. Там есть все: объекты, мощности, деньги, сроки. Все, кроме тарифов.

Кстати сказать, если уж Министерство энергетики, назначающее тарифы на генерацию,  и Министерство национальной экономики, утверждающие сетевые и сбытовые тарифы, ничего не говорят об их ожидаемой величине, чтобы не расстраивать население и не возбуждать бизнес, то самому правительству во главе с премьером стоило бы поинтересоваться: а почем станем продавать казахстанский кВт-час за границу, когда настанет избыток?

И не получится ли так, что проблема избавления от дефицита решится досрочно, и сама собой: в силу сокращения потребительского спроса в такт тарифному росту. И не случится ли так, что став избыточными, мы в экспортера не превратимся: некому будет покупать перегруженный частными «инвестициями» и прибылями кВт-час?

Впрочем, если никто из ныне ответственных за электроэнергетику и за руководство правительством не мыслит себя на постах дальше следующей пары лет, то им и интересоваться, конечно, не интересно.

Зато интересно нам: если к нынешним, как было сообщено на совещании у премьера, 26,7 ГВт мощности до 2035 года будет добавлено еще более 26 ГВт, то фактически речь идет об удвоении всего за десятилетие всей той казахстанской энергетики, которая всей мощью СССР создавалась еще с начала прошлого века.

На наш, Евразия24, взгляд, какие-то несерьезные фантазии. Типа прыжка с шестом на два собственных роста. Только без шеста. Но если серьезные люди докладывают такое самому премьеру, да если иностранные инвесторы со всей мощью и со всем своим коммерческим интересом подключатся, почему бы и нет?

Единственное препятствие, — в этом мы как раз не сомневаемся, состоит в том, что до столь стремительно удвоения наша энергетика не долетит, — заклинит тарифами еще на подлете к нарисованной премьеру планке.

Впрочем, если участников совещания будущее после предстоящего нам референдума не интересует, то это их не касается.

Перепечатка и копирование материалов допускаются только с указанием ссылки на eurasia24.media

Поделиться:

Читать далее:
Related

Евразийская «волна» на Западе: кто диктует тренды

Выходцы из «евразийства» давно покоряют заграницу своими навыками и незаурядным мышлением. Их роль сместилась от «исполнителей» к «создателям» в качестве основателей, авторов концепций, партнеров в успешных проектах.

Пафосное лидерство

Единому закупщику прямо так и вменено: покупать именно «зеленую» электроэнергию, если даже электростанции с в разы меньшими тарифами в этот момент имеют запас мощности.

Эффект Смаилова: на 2,9 трлн тенге нарушений нашла ВАП

С 2022 года, когда произошло преобразование Счетного комитета в Высшую аудиторскую палату с расширением полномочий, ежегодные показатели обнаруженных неэффективных трат исчисляются триллионами тенге.

Лондонские интриги на КТК

Скаредное лондонское Сити создало болезненные проблемы для экономики и казны Казахстана. Великобритании нужны деньги для войны с Россией и их где-то надо брать. Если перенаправить потоки нефти с Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), где главным акционером является британская BP, то выгоды очевидны. Прокачка тонны «черного золота» по КТК стоит $30, а по БТД - $100.