Источник данных о погоде: Алматы 30 күндік ауа райы

САМООБМАН ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА

|

|

По задумке, темой для редакционной колонки мы берём какое-то из самых значимых событий в Казахстане или в мире. А таких, самого невероятного масштаба и потрясающих последствий – хоть каждый день! Но с этим всегда успеется, поговорим как раз о мало кого интересующем и не влекущем за собой никаких серьёзных последствий процессе, тем не менее, даже больше, чем кульбиты с НДС, характеризующем то, чем жило, живёт и, похоже, будет жить наше правительство. Вместе с придаточным к нему парламентом. Это ничего не значащее знаковое событие – очередное «улучшение» закона о жилищных отношениях.

Не было в истории нашего независимого государства ни одного парламентского созыва, ни одного премьер-министра с командой, которые бы не занимались упорно и непрерывно тем самым «совершенствованием». Столь долго и безостановочно переделываемого закона, как закон «О жилищных отношениях» в нашей стране не было, и похоже, не будет. Вплоть до вот этого – последнего. Не в том смысле последнего, что сменивший нынешнее правительство состав и досрочно переизбранный Мажилис опять не возьмутся за привычное. А в том, что презентованная вице-спикером Мажилиса версия самым революционным образом обнуляет все предыдущие упражнения. Обнуляет именно тем, что объединяет все – и пресловутые КСК, и недавно придуманные ОСИ, и наемных управляющих в нечто общее. В результате — что оно будет написанным на бумаге, что вовсе не будет такой бумаги, для практической ситуации в многоквартирном городском жилом фонде – без разницы.

В жизни всё просто: управление в современных построенных многоэтажках, начиная с элитных закрытых комплексов со своей охраной и проходной и кончая массовыми «человейниками», устроено, как правило, самим застройщиком, и более или менее устраивает покупателей квартир. Более или менее – в зависимости от их состояния оплачивать эксклюзивные услуги.

В постсоветских же микрорайонах в каждой отдельной панельной пятиэтажке как получилось: где-то хозяйничает КСК сразу на несколько домов, где-то подсуетились индивидуальные управляющие, где-то поддержание порядка во дворе и в подъездах держат в руках одна-две или пять-семь активных пенсионерок, где-то вообще никак.

Цикл, очень верно названный «самообманом государственного масштаба», начинался догоняющим образом: закон «О жилищных отношениях» появился лишь через год после радикальной реформы ЖКХ 1986 года, директивным образом заставившей все бывшие советские домоуправления и ЖЭКи перерегистрироваться в «кооперативы собственников квартир». Таким образом и появились КСК, сводящие в один как бы кооператив жильцов многих домов, не имеющих между собой ничего общего, кроме самозванного председателя, которого невозможно переизбрать, и собираемых им «целевых».

Система определенным образом стабилизировалась: через председателей, недоступных для жильцов и как бы независимых от акимов. Существовать так можно было, эффективно управлять жилым фондом – нельзя.

Потом, когда унаследованный от Казахской ССР жилой фонд стал на глазах ветшать, требовать ремонта и модернизации (как это сейчас происходит с электроэнергетикой и всем ЖКХ), появилась соответствующая госпрограмма, какие-то дома на самом деле попали под «термомодернизацию» — утепление стен и замену кровли, но очень быстро стало ясно, что при таких КСК и при отсутствии организационной и юридической субъектности каждой отдельной «многоэтажки» дело не пойдёт.

Начались упражнения с созданием кондоминиумов, жилищных инспекций, отдельных счетов для накоплений на капремонты – все с громким шумом и энтузиазмом, в депутатских рабочих группах участвовали энтузиасты от общественности, противники и лоббисты КСК – страсти кипели как в революцию … практический результат – как было, так и осталось.

Наконец, еще один мощный прорыв: ликвидация КСК с заменой их на ОСИ. После принятия законопроекта государство самым строгим голосом устанавливает всем: себе, председателям КСК и обитателям многоквартирных домов, обязательный к исполнению срок – не более года. Через год, — еще год, по-прежнему строгим голосом. И вот результат: буквально феерический провал: и КСК живы, и ОСИ кое-где торчат по одиночке, как грибы в лесу без дождя.

Оглашенная вице-спикером Мажилиса новая версия – это как раз признание полной и безоговорочной капитуляции властей перед неподдающимся никаким управленческим схемам жилым фондом.

А теперь пора объяснить, почему на протяжении уже четверти века сотни, если не тысячи хорошо упитанных мужчин на очень хороших государственных должностях, среди которых множество действительно не глупых и знающих свое дело специалистов, занимаются заведомо неосуществимой на практике ерундой.

Это и на самом деле самообман государственного масштаба, только не совсем самообман: сначала нашему государству внешним образом вменили догму, что государство – плохой собственник и управляющий, а уже потом наше государство само в это поверило. И воспитало за годы «независимости» уже не одно поколение госуправленцев и бизнесменов, искренне в это поверивших. И это при том, что во времена, когда современные города и жилищно-коммунальное хозяйство создавались, даже супружеские измены разбирались на парткомах.

Простая истина: нам догму насчёт неумелого государства вменили, чтобы правительство не лезло в «вывозные» дела концессионеров на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане, не вмешивалось в «плавающий» курс национальной валюты и запретительные ставки Национального банка.

И еще зарубежным кураторам принципиально важно было разрушить организационные и ментальные основы советского строя – на селе это колхозы и совхозы, а в городах то самое ЖКХ.

Так вот, все бесконечные упражнения с жилищным законодательством строились и строятся не незыблемой основе – акиматы ни в чем не участвуют! Разве что в бесполезных жилищных инспекциях. Серьёзные в виду министерские чиновники и депутаты, чисто дети малые, — искренне считают, что достаточно спустить сверху законодательную бумагу о той или иной «самоорганизации» жильцов, и те бросятся её исполнять.

Да, самоорганизация снизу и возможна, и необходима – если власти сверху создадут каркас для наполнения его общественным энтузиазмом. Причём сами они просто обязаны быть частью этого каркаса, без этого всё так и останется самообманом государственного масштаба.

Перепечатка и копирование материалов допускаются только с указанием ссылки на eurasia24.media

Поделиться:

Читать далее:
Related

00:42:45

Кубат Рахимов: «Формирование усеченного Евразийского союза было неизбежным»

Члены евразийской экономической комиссии вполне официально именуются союзными министрами, но существует ЕЭК как некое «подполье»

Пора точить топор

«Подобрать новые ключи, больше времени уделить заточке топора, чтобы потом щепки летели…». Если это фигурально, то мы тоже присоединяемся.

Чью правоту признает Трамп?

Результаты переговорного процесса Путина с Трампом – это единственный вариант разрешения военного конфликта. Кремль систематически подчеркивает, в каком виде должна быть представлена российская правота.

И технологии, и рабочие места

К 2023 году Яндекс.такси стал фактически таксомоторным монополистом, и одним из первых платформенных работодателей поддержал Казахстан в законодательном урегулировании соцгарантий для самозанятых.