Нацбанк РК опубликовал свежие результаты ноябрьского опроса населения о финансовом самочувствии и прогнозах на будущее. Как и в более ранние периоды, о которых мы писали тут и тут, оптимизма в обществе не добавилось, невзирая на меры по обузданию инфляции, предпринимаемые правительством. Почти по всем группам наиболее популярных в семьях продовольственных и непродовольственных товаров выросло число респондентов, отметивших рост цен.
КАБМИН БЫСТРЫЙ, ИНФЛЯЦИЯ – БЫСТРЕЕ
«В ноябре 2025 года медианная оценка ожидаемой инфляции в следующие 12 месяцев осталась без изменений и составила 13,6%, что соответствует среднему уровню с начала 2024 года. Доля неопределенности относительно будущего роста цен на горизонте одного года в ноябре 2025 года снизилась, однако все еще остается на высоком уровне. При этом значительная часть респондентов, затруднившихся с количественной оценкой инфляции через 1 год, на качественный вопрос ответили, что ожидают сохранение текущих темпов роста цен, либо их ускорение», — сказано в отчете монетарного регулятора.
Если разобрать эти общие фразы в деталях, вырисовывается довольно любопытная картина. С начала 2025-го именно в ноябре аж 82,5% опрошенных казахстанцев отметили, что сильнее всего за предыдущий месяц подорожали продукты питания. Это максимальное значение с января. Негативные прогнозы у респондентов Нацбанка и относительно цен на будущий месяц. Почти треть (28,2%) считают, что они вырастут очень сильно. На их фоне сократилось количество граждан, предполагающих умеренный рост цен – с 50,3% в октябре до 45,9% в ноябре. Традиционно больше половины опрошенных заметили за последние 12 месяцев более быстрый рост цен, чем раньше, причем почти четверть (23,2%) из них назвали цифру в 20% и более. 48% респондентов считают, что в течение следующего года цены будут расти также.
Две трети граждан, принявших участие в опросе Нацбанка, дают оценки и прогнозы по ценам, исходя из опыта личных покупок в магазине, а не по слухам от знакомых или из соцсетей. Это исключает некорректное восприятие инфляционных тенденций в настоящем и инфляционных ожиданий в будущем.
ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ?
Кроме изучения общественного мнения на краткосрочную перспективу, Нацбанк также мониторит экономические настроения населения и на 5 лет вперед. Здесь ситуация еще грустнее.
«Медианная оценка ожидаемой инфляции через 5 лет в ноябре 2025 года повысилась до 14,9% (октябрь 2025 года – 14,3%). По сравнению с прошлым месяцем в ответах наблюдается смещение ожиданий в сторону более высокого роста цен через 5 лет. Важно отметить, что значительная доля респондентов, не определившихся с количественной оценкой инфляции на один год вперед, ожидают высокий уровень инфляции на пятилетнем горизонте. В целом, это указывает на обеспокоенность респондентов относительно дальнейшего роста цен в будущем, особенно на фоне высокой неопределенности в краткосрочной перспективе», — пишет Нацбанк в отчете.
И действительно, при детальном изучении результатов опроса, мы видим, что каждый пятый респондент считает – инфляция через 5 лет составит 20% и более. Оптимистов с ожиданиями порога в 1-6% очень мало – всего 8% опрошенных. Кстати, на вопрос об их прогнозах экономической ситуации в стране в ближайшие 5 лет треть опрошенных сказали, что она будет «не хорошей, но и не плохой». Почти 20% верят в хорошее, 18% опасаются плохого времени.
ДОХОДЫ ПРОЕДАЮТСЯ
Самый любопытный раздел мы посвятим тому, а чем живут люди, попавшие в опросник Нацбанка. Здесь представлены граждане с самыми разными уровнями и источниками ежемесячных доходов – от 40 тысяч тенге до 500 тысяч тенге и выше. Преимущественно, респонденты отметили, что живут или на зарплату (76,3%), или на пенсии и пособия (36,3%). И динамики в этих цифрах из месяца в месяц практически нет, разве что на пару процентов то в одну сторону, то в другую. Самая многочисленная группа по уровню дохода среди респондентов (34,8%) – граждане, живущие на 150-300 тысяч тенге в месяц. Высокооплачиваемых с доходом более 500 тысяч – всего 12,4%.
И вот больше половины или около того всей этой «разношерстной» публики выделили ТОП-5 самых подорожавших и важных для них товаров и услуг: мясо и птицу (67,9%), жилищно-коммунальные услуги (56,7%), лекарства и медикаменты (54,5%), фрукты и овощи (54,2%), сыр и колбасы (50,8%), молоко и молочная продукция (48,7%). Этот набор базовых продуктов питания, а не разовых покупок, – всегда в лидерах по подорожанию по оценкам потребителей. Хотя, как мы помним, по мясу и услугам ЖКХ правительство буквально в октябре приняло важные решения о сдерживании цен.
На наш взгляд, из опросника Нацбанка прямо вытекает еще одна проблема – большинство казахстанцев проедает свои доходы без возможности накопления финансовой подушки. Отмечая, что их доходы за последний год не изменились (при внушительной инфляции), только у четверти опрошенных есть какие-то финансовые сбережения. Из этого небольшого числа только 37,7% сказали, что финансовая подушка увеличилась. Почти столько же признались, что сбережения не изменились. Две трети тех, кто имеет хоть какие-то вклады на депозитах или кэш, в последнем месяце не смогли ничего отложить. И с января 2025 года эта тенденция сохраняется.
Только 34% опрошенных Нацбанком живут без кредитов, у остальных респондентов есть займы – либо ипотека (10,2%), либо потребительский кредит (28,4%), либо кредит на неотложные нужды наличными (14,4%) либо другие долги. Но 35% этих заемщиков ежемесячно несут расходы на оплату кредитов от 100 тысяч тенге и больше.
Какие из всей этой картины вытекают выводы? Ну как минимум, что население не верит в устойчивое замедление цен, что их реальные доходы не поспевают за ростом стоимости жизни, что сбережения или отсутствуют, или тают, что именно кредиты компенсируют падение покупательской способности.
Долгосрочный инфляционный пессимизм граждан, полагаем, свидетельствует о дефиците доверия населения к экономическому курсу страны. Как правило, реагирование правительства на социально-экономические ухудшения происходит пост-фактум, а не на опережение, поэтому инфляционные ожидания населения в какой-то мере становятся фактором реальной инфляции.
Паники никакой нет, но пессимистичные установки – налицо. И эти тенденции могли бы сгладить, например, растущие доходы или реально дешевеющие товары и услуги. Однако причин для снижения цен нет, себестоимость внутреннего производства растет, импорт дорожает, и на повсеместном росте расходов работодателей вопрос повышения зарплат постоянно сдвигается в конец очереди.

