Сразу после того, как Лига кинематографистов подняла шум по поводу непрозрачного выдвижения казахстанского «Кадета» на «Оскар-2026» и последовавшего за этим отклонения американской киноакадемией вообще любого казахстанского фильма на кинопремию в 2026 году, началась организованная информационная кампания против главы Лиги кинематографистов Айдара Баталова – ему в нескольких публикациях в СМИ вспомнили два не вышедших в прокат фильма «Нам нужен доктор» и «Ақтастағы Ахико», снятые «Казахфильмом» на бюджетные деньги.
Общественный интерес «возбудил», как теперь выясняется, и правоохранительные органы.
«Направляем вам для проведения соответствующей проверки документы, зарегистрированные в книге учета информации», — говорится в письме алматинского департамента экономических расследований (ДЭР) агентства по финансовому мониторингу (АФМ) в адрес городского департамента внутреннего государственного аудита (ДВГА). Копию письма ДЭР Алматы предоставил редакции в связи с направлением ранее агентством КазТАГ соответствующего запроса», — сказано в публикации.
Айдар Баталов от ответов на вопросы журналистов не уклоняется, и довольно подробно рассказал СМИ, что случилось с фильмами, снятыми в его бытность вице-президентом «Казахфильма» в 2021 году.
Мы пошли чуть дальше и поискали в открытых источниках, в том числе официальных, сведения о претензиях государства к создателям фильмов «Нам нужен доктор» и «Ақтастағы Ахико», раз уж Айдару Баталову вменяют недостачу в несколько сотен миллионов тенге за кинопродукты, которые так и не вышли в прокат. Просто понимаем, что эмоциональная «творческая интеллигенция», склонная к преувеличению сути проблемы и не сильно вдающаяся в детали, может создать шум без всяких на то оснований.
НИ ДЕНЕГ, НИ ФИЛЬМА
«Вокруг фильма «Нам нужен доктор» разгорается скандал, затрагивающий бывшего вице-президента АО «Казахфильм» Айдара Баталова, ныне председателя Лиги кинематографистов. Согласно распространяемой информации, на этот проект было выделено Т640 млн из государственного бюджета, из которых Т371 млн был потрачен в 2021 году, когда Баталов занимал высокую должность на студии. Изначально постановкой занимался известный режиссер Аскар Бисембин, но по неизвестным причинам он отказался от проекта. После этого фильм оказался в руках самого Баталова, который неожиданно передал режиссуру Равилю Трумову – человеку без опыта в полнометражном кино, но с прошлым рэп-исполнителя», — ссылается КазТАГ на свой запрос в правоохранительные органы.
Мы цитируем этот абзац целиком, так как в нем коротко вся суть общественного негодования – занимал высокий пост 4 года назад, деньги потратил, фильма нет. Разберемся, а так ли это на самом деле?
22 ноября 2024 года Министерство культуры и информации в официальном сообщении пишет: «С 24 по 30 ноября в Алматы состоится одно из самых ожидаемых культурных событий года – XVII Международный кинофестиваль «Евразия». Масштабное мероприятие откроет фильм «Нам нужен доктор» – семейная картина, наполненная тонким юмором, глубокими эмоциями и жизненной философией. «Музыкальная комедия, вдохновленная названием старой классики. Это мюзикл бродвейского типа, потому что у нас не просто песни, а песни двигают сюжет дальше. Там каждая песня имеет значение и продвигает историю. В Казахстане я таких фильмов еще не видел», — сказал режиссер-постановщик фильма Равиль Трумов». И премьера состоялась!
То есть, физически фильм существует, раз год назад им открывали кинофестиваль. А, значит, подозревать Айдара Баталова или кого-то еще в неосвоении или тем более хищении бюджетных денег – абсурд.
Что было дальше, и почему же в итоге «Нам нужен доктор» не появился в прокате?
По словам Айдара Баталова, уже после показа на кинофестивале в 2024 году возникли проблемы с авторскими правами на стихи Роберта Рождественского в песне «Любовь настала».
«Творческий коллектив фильма «Нам нужен доктор» предпринимал неоднократные попытки сотрудничества с исполняющим обязанности руководителя киностудии «Казахфильм» Айдаром Омаровым. Группа привлекла потенциальных инвесторов и спонсоров, которые готовы были вложить средства в маркетинговое продвижение в обмен на долю в авторских правах и часть будущей прибыли. Тем не менее, в ходе переговоров студия «Казахфильм» отказалась от всех предложенных вариантов», — сказал глава Лиги кинематографистов.
У ВАП ДРУГИЕ ПРЕТЕНЗИИ
На этом вопрос денег, то есть эффективного использования тех самых 371 млн тенге, фигурирующих в публикациях СМИ, можно было бы закрыть. Но мы решили еще изучить отчеты Высшей аудиторской палаты за прошлые годы, где, как правило, под микроскопом разглядывают все траты бюджетных средств.
В заключении ведомства Алихана Смаилова к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год в разделе «Министерство культуры и информации» есть ряд замечаний по деятельности «Казахфильма» с 2019 по 2024 годы, но исключительно по части производства анимационных фильмов.
«По данным Министерства (культуры и информации, — Ред.), за период с 2019 по 2024 годы АО «НК «Қазақфильм» имени Шакена Айманова» произведено 47 анимационных фильмов (в 2019 году – 4, в 2022 году – 20, в 2023 году – 10, в 2024 году – 13) с общим бюджетом 1 374,6 млн тенге (в 2019 году – 140 млн тенге, в 2022 году – 552,9 млн тенге, в 2023 году – 323,9 млн тенге, в 2024 году – 357,7 млн тенге)», — сказано в документе.
И дальше подробно расписано, что всю эту проделанную работу так и не увидели зрители, что необходимо скорее реализовать запуск информационной системы «Е-кино» для «эффективной систематизации и учета сведений о деятельности организаций, осуществляющих кинопоказ и производство фильмов на территории Республики Казахстан».
Годом ранее, в таком же анализе к отчету правительства за 2023 год, ВАП пишет: «C 2016 года из республиканского бюджета АО «Казахфильм» выделено 24,6 млрд тенге (на 34 полнометражных художественных фильма 22 млрд тенге, 60 документальных, 6 анимационных, 22 короткометражных художественных фильма на общую сумму 2,6 млрд тенге). Как показал анализ, из общей суммы средств (14 556,9 млн тенге), затраченных на производство фильмов и выпущенных в прокат, сбор составил всего 695,1 млн тенге или 4,8%, что свидетельствует о достаточно низком уровне сбора в прокате. Меньше всех заработали такие картины как «Әруақ» («В тени ветвей над косогором») (7 тыс. тенге при затратах 300 млн тенге), «Композитор» (0,4 млн тенге при затратах 1 229 млн тенге) и другие. Полнометражные художественные фильмы на общую сумму 297,3 млн тенге в прокат так и не вышли («Оазис» («Руслан») с бюджетом в 37 млн тенге, «Следы на песке» с бюджетом в 50 млн тенге, «Шыңырау» с бюджетом в 207,3 млн тенге)», — и приводит список из 17 фильмов, профинансированных через «Казахфильм» из республиканского бюджета в 2016-2022 годах. В этом списке нет ни «Нам нужен доктор», ни «Ақтастағы Ахико».
БЫЛ БЫ ЧЕЛОВЕК – ПРЕТЕНЗИЯ НАЙДЕТСЯ
То есть, у кинокритиков, которые взбудоражили общественность интересом исключительно к личности Айдара Баталова, нет вопросов ни к снятым больше чем на 1 млрд тенге мультфильмам (не показанным детям), ни к «Әруақ» с примерно таким же бюджетом, ни к «Композитору» с бюджетом в 3,3 раза больше, чем у «доктора»? Какая-то интересная избирательность, причем возникшая аккурат после скандала с «Оскаром».
Мы не случайно упоминаем здесь кинокритиков и их мнения. КазТАГ в своей статье пишет: «В картине использованы чужие музыкальные композиции без получения прав, а результат оказался настолько слабым, что кинокритики, в том числе Галия Байжанова, назвали его «позором» и предложили «замуровать» пленки в чулане «Казахфильма».
Не будем умалять заслуг Галии Байжановой, входящей в Ассоциацию кинокритиков Казахстана, но если фильма не было в прокате, и он не получил оценку зрителей, нормально ли навешивать ярлыки на результаты работы съемочной группы, основываясь на субъективном мнении одного человека? «История кино знает множество фильмов, получивших отрицательную оценку критиков, но в последующем понравившихся зрителям», — вот так отреагировал на вопрос об этом Айдар Баталов.
Теперь допустим, что интерес поковырять в биографии главы Лиги кинематографистов возник – деньги и впрямь потрачены, кино в кинотеатрах не появилось, пост вице-президента в «Казахфильме» занимал. Это правда. Но уместно ли адресовывать претензию «отчитаться о потраченных» на фильмы денег человеку, уже не работающему в нацкомпании, и при этом не инициировать аналогичные запросы к первому руководителю «Казахфильма», под рукой у которого вся бухгалтерия? Вряд ли фильмы на киностудии снимаются по принципу «частной лавочки» с расчетами кэшем, и все это происходит за спиной у руководства заинтересованной кучкой людей.
Этим, скорее всего, и займутся проверяющие правоохранители, упомянутые в публикации КазТАГ. Это же и комментирует сам Айдар Баталов, отвечая на вопросы про деньги.
«Подробная смета, содержащая разбивку расходов, находится в киностудии «Казахфильм» и в Министерстве культуры. Эти организации утверждали смету и перечисляли деньги. Денежные средства распределялись через государственные закупки, выплачивались на основе трудовых соглашений и договоров гражданско-правового характера», — говорит Айдар Баталов.
Он, кстати, довольно подробно рассказывает и о том, почему в кинопрокате так и не появилась кинолента «Ақтастағы Ахико», работы по которой были завершены «Казахфильмом» аж в 2021 году.
«Тогда и.о. президента киностудии стал Айдар Омаров. Однако фильм так и не вышел в широкий прокат и до настоящего времени остается на так называемой «полке» киностудии. При этом картина официально находится в дистрибуции и уже представлена на ряде международных онлайн-платформ, включая MUBI и Amazon, где доступна для просмотра в открытом формате. Несмотря на отсутствие премьерного показа для казахстанской аудитории, фильм был продемонстрирован в Японии, где получил высокую оценку зрителей. В адрес создателей поступили благодарственные письма от японских дипломатов и представителей культурного сообщества, отметивших значимость и художественный уровень картины. Таким образом, почему до сих пор картина «Ақтастағы Ахико» не вышла у нас в стране на широкий экран – вопрос к текущему руководству киностудии».
Объективно, здесь нужны комментарии и руководителей Министерства культуры и информации всех лет, начиная с 2021 года, — Актоты Раимкуловой, Даурена Абаева, Асхата Оралова и Аиды Балаевой. Бюджетное кино в Казахстане не снимается без контроля профильного ведомства, так что в ответе за не вышедшие в прокат «Нам нужен доктор» и «Ақтастағы Ахико» (коли о них сейчас весь шум) достаточно много людей помимо Айдара Баталова. Так почему еще больше не подозревать, что крайним «творческая интеллигенция» сделала его в отместку за историю с «Оскаром»?

