еуразия24
Источник данных о погоде: Алматы 30 күндік ауа райы
еуразия24
Евразия24ГлавноеЗанимательная экономика: каждый 20-й казахстанец живет в нищете

Занимательная экономика: каждый 20-й казахстанец живет в нищете

|

|

По результатам выборочного обследования домашних хозяйств доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, во II квартале 2025 года составила 5,1%, пишет политолог Данияр Ашимбаев со ссылкой на Бюронацстатистики. Больше всего бедных в Туркестанской области – 9%, в Жетысуской – 7,8%, в Абайской – 7,7%, в Улытауской – 6,5%, в Жамбылской, Кызылординской областях и Шымкенте – 5,4%. «Южные области остаются традиционно бедными, но теперь их список разбавляют новые регионы», — вывод эксперта. А тут еще параллельно экспертное сообщество в Алматы встречалось со спикером сената Мауленом Ашимбаевым. И с полей этой дискуссии тоже появились интересные наблюдения.

НА РЕФОРМЫ ВСЕЙ СТРАНОЙ

Начнем, пожалуй, с официального сообщения Сената о поездке председателя в южную столицу.

«Спикер сената парламента Маулен Ашимбаев встретился с представителями экспертного сообщества и научно-исследовательских институтов Алматы. На повестке – задачи по реализации модернизационной повестки главы государства и совместных проектов в экономической, политической и социальной сферах. Сенаторы также ознакомились с ходом работ по строительству и оснащению национальной школы Абая и обсудили в ходе проведенных встреч перспективы развития бочча в стране», — пишет пресс-служба палаты.

Далее сказано, что, приветствуя участников экспертной встречи, Маулен Ашимбаев отметил, что по инициативе главы государства в стране реализуется масштабная программа преобразований.

«Для решения поставленных президентом страны задач, как подчеркнул спикер палаты, необходимо объединение усилий государственных структур и экспертно-аналитического сообщества. Такой подход должен придать импульс качественному экономическому росту Казахстана и совершенствованию парламентской деятельности», — этого и много другого официоза есть в сообщении.

Напрасно мы ждали, что сенат хоть какой-то перчинки в свой отчет добавит. Хотя, как показывают парламентские часы с участием членов правительства, сенаторы умеют в бурных дискуссиях держать зал в напряжении. Но не в этот раз.

 

ЭКОНОМИКА НЕ УСПЕВАЕТ ЗА ПОЛИТИКОЙ

Те самые эксперты, которые встречались с Ашимбаевым, как на духу выложили свои соображения обо всем насущном. И позиция экономиста Айдархана Кусаинова нам очень импонирует – теме несоответствия странового экономического роста улучшению качества жизни простых граждан мы посвятили не одну публикацию. Перечислим коротко тезисы,  которые экономист довел до сведения спикера сената.

«Существует серьезный разрыв между масштабами политических и экономических реформ. Страна с готовностью идет на полную трансформацию политической системы, легко вносит масштабные изменения в Конституцию страны и глобальные законы, но практически ничего не меняет в экономической политике. Она вся повторяет старые истории – ГПФИИР, расширение поддержки бизнеса, «тариф в обмен на инвестиции». Между тем, все социальное напряжение, Кантар, произошли не от требований политических реформ, а по экономическим причинам», — написал эксперт.

И сослался на то, что у власти с обществом есть серьезные проблемы в коммуникациях.

«Темы благосостояния населения, роста его доходов и зарплат фактически исчезли из риторики, их замалчивают (по понятным причинам), при этом от людей требуется быть умными, ответственными, самостоятельными, активными.  С другой стороны на первое место выходят темы социального иждивенчества и мошенничества с социальными пособиями, финансовой неразумности населения, социальных «бичей» (взаимоотношения в семьях. вредные привычки) и связанные с этим разные ограничения потребления всего, и связанные с этим штрафы, наказания. Таким образом, на подсознательном уровне фактически транслируется его неразумность, несамостоятельность, безответственность и пассивность», — считает  Айдархан Кусаинов.

Мы думаем – и да, и нет.

Во-первых, падение доходов населения уже признал Нацбанк. Например,  в резюме обсуждения решения по базовой ставке, объявленного 10 октября 2025 года, так и сказано: «Члены комитета также выразили обеспокоенность касательно того, что в условиях снижения реальных доходов население все чаще использует накопленные сбережения для поддержания уровня потребления и финансирования крупных покупок. Это подтверждается результатами опросов и динамикой депозитов населения, где в июле–августе текущего года наблюдалось замедление притока средств».

И в своем официальном заявлении по поводу базовой ставки 10 октября председатель Национального банка РК Тимур Сулейменов также заявил: «Инфляция сейчас является наиболее актуальной повесткой государственной политики. В условиях быстро растущей экономики ускорение инфляции обесценивает реальные доходы населения. Реальные доходы, к сожалению, показывают снижение, реальные зарплаты стабилизировались. В июле наблюдалось максимальное за последние 2,5 года сокращение реальных доходов. Безусловно, это на фоне высокой инфляции».

В сентябре Светлана Жакупова в мажилисе рассказала депутатам, что на 85 тысяч тенге в месяц и меньше в стране живут более 1 млн людей. Это, конечно, не позорный прожиточный минимум в размере 46 228 тенге на человека, но это все равно каждый 20-й гражданин страны, в которой в 2025 году наблюдался рекордный экономический рост за последние 14 лет. Вот поэтому мы с риторикой Айдархана Кусаинова согласны.

 

БОГАТЫМ – БОГАТСТВО, БЕДНЫМ — НИЩЕТУ

«Единственное изменение в экономической политике случилось с внедрением Налогового кодекса, который нейтрален для крупного (корпоративного) бизнеса, но сильно нагружает население и малый бизнес — который, по сути, тоже население. Вокруг этого выстраивается риторика – «это больно, нужно потерпеть, потому что нам нужно найти 8 трлн тенге для поддержки корпоративного бизнеса»! — крупные проекты, инфраструктурные инвестиции достанутся корпоративному сектору», — обрисовал экономист перспективы с 2026 года.

Он дал понять спикеру сената, что «единственное значимое изменение в экономической политике заключается в том, что если раньше в корпоративный сектор и в крупный бизнес заливали деньги Нацфонда, и немного их же давали населению, то теперь отнимаются деньги у населения, чтобы отдать их крупному бизнесу. И люди это чувствуют, если даже не понимают».

Мы уверены, что это понимают и в правительстве, ведь комплекс радикальных мер после того, как президент 16 октября дал Олжасу Бектенову 3 дня на антикризисный план, все же был представлен. И опять он был представлен в виде некоторых плюшек, а не долгосрочного решения самой важной проблемы населения – обеспечения занятости с адекватными условиями работы и оплаты труда.

Как доходы населения поднимет «мораторий на повышение цен на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо до стабилизации уровня инфляции»? Или «приостановление повышения коммунальных тарифов для всех групп потребителей до конца 1 квартала 2026 года»? Или увеличение льготных ипотечных программ? Эти меры не дадут упасть доходам граждан еще больше – да, но не поднимут их совершенно точно.

Мы ранее уже публиковали большой материал о том, что около 70% казахстанцев трудятся в секторе МСБ. В подавляющем большинстве это закредитованные небольшие компании, у которых нет свободных денег поднимать зарплаты сотрудникам. «Средняя температура по больнице», то есть средние номинальные зарплаты, в стране растут преимущественно за счет того, что бюджетный сектор увеличивает оклады врачам, учителям и госслужащим. А на коммерческом рынке никаких индексаций на уровень инфляции и прочих вещей не происходит вообще.

Приведем самый яркий пример. В 2025 году сельское хозяйство получило рекордную помощь от государства в размере свыше 1 трлн тенге. Вроде дела должны были поправиться не только у субъектов отрасли в общем, но и у всех ее работников в частности. Однако фермерские зарплаты остались одними из самых низких по стране – в среднем по 310,7 тысячи тенге по итогам II квартала 2025 года. Меньше только у работников сферы искусства, развлечения и отдыха – чуть больше 300 тысяч тенге. Если представить себе, что на эти деньги живет целая семья из 4 человек, то до выживания на прожиточный минимум не так и далеко.

Следовательно, новости из Астаны о том, как вырос ВВП, как государство даст крупному бизнесу миллиарды на реализацию больших проектов, все больше становятся внешними раздражителями для необеспеченной части населения. То, что другими словами и пытался донести до спикера сената Айдархан Кусаинов.

Скорее всего, в парламенте есть понимание всех этих нездоровых социальных процессов, и сам факт коммуникаций с экспертным сообществом – уже своего рода путь вперед. Посмотрим, конечно, что будет дальше.

Перепечатка и копирование материалов допускаются только с указанием ссылки на eurasia24.media

Поделиться:

Читать далее:
Related

Валютные гонки

Новости об укреплении тенге и рубля к доллару есть вполне логичное объяснение. Аналитики казахстанского портала The Tenge, например, считают позитивную динамику обменного курса следствием внутренних факторов.

Обманываться не рады

С одной стороны хорошо, что правоохранительные органы держат руку на пульсе последних мошеннических схем и вовремя коммуницируют с населением. А с другой – в Казахстане всё большее число людей попадает в ловушки мошенников.

Евразия на рубеже новой безопасности

Учитывая, с какой частотой по нейтральному Казахстану прилетают чужие БПЛА, мы почти уверены, что вопрос национальной безопасности в эпоху массового применения нового тактического оружия обсуждался детально.

Редкие металлы — новая валюта влияния

Теперь становится более-менее понятным, каких инвесторов ждет к себе Казахстан, гарантируя им стабильность законодательства на аж на 25 лет. Об этом мы уже упоминали.