«Китайский урок» по редкоземам для США первыми выучили в Дели. Увидев критическую важность редкоземельных элементов (РЗЭ) в условиях энергоперехода и экономики на новой технологической базе, правительство Индии запустило Национальную миссию по критически важным минералам. Ее суть: обеспечить устойчивость поставок в ситуации высоких потенциальных рисков прерывания доступа к РЗЭ. У Казахстана может появиться новый покупатель на редкоземы.
Серьезное государство отличается от легковесного в первую очередь способностью заглянуть за горизонт, то есть стратегическим планированием. Индия в последнее время демонстрирует все признаки серьезного государства.
Когда Дональд Трамп попытался грубо указать индийскому слону его место у ноги Дяди Сэма, то в Дели просчитали последствия заключения такой «сделки». Анализ показал, что подчинения помыканиям со стороны США будут иметь куда более губительные последствия для державы на Индостане, чем введенные Белым домом запретительные пошлины.
Поэтому Нарендра Моди поехал на юбилейный саммит ШОС в Тяньцзине и фактически помирился с Китаем. Фаза охлаждения в свое время возникла из-за пограничных стычек в Гималаях. На российско-белорусские учения «Запад – 2025» были отправлены индийские военнослужащие в качестве непосредственных участников. В СМИ стран-членов НАТО это вызвало настоящую истерику. Однако, поведение серьезных государств именно так и выглядит. Они взвешивают варианты и потом следуют в русле сделанного выбора, стоически принимая его неизбежные издержки.
Когда Пекин на фоне ухудшения отношений с Вашингтоном принял решение о контроле над экспортом галлия и германия, то на ситуацию обратили внимание главным образом отраслевые специалисты. Эти редкоземы критически важны при производстве современных радаров и антенн.
По мере нарастания торгово-экономической войны расширялся список РЗЭ, на которые Поднебесная распространяла жесткий экспортный контроль. Потом уже Дональд Трамп лично высказал тревогу и возмущение по данному поводу. В Штатах встали работы по производству истребителя шестого поколения, на единицу которого, как оказалось, требуется более 400 кг различных редкоземов.
Последняя история со 100% пошлинами на китайский импорт (в дополнение к уже действующим 35%) – это уже где-то акт отчаяния со стороны Белого дома. Между тем КНР ответила зеркально. В сухом остатке выяснилось: запретительные пошлины умеют вводить обе стороны, но при этом у Пекина РЗЭ есть, а у Вашингтона в необходимом объеме и номенклатуре нет.
То, что в Китае просчитывают поведение на несколько ходов вперед – общеизвестный факт. Теперь получается, что Индия тоже умеет заглядывать за горизонт.
Среди мер Дели по критически важным минералам нужно выделить следующие. На стимулирование переработки критически важных минералов из аккумуляторов и электронных отходов выделено $170 млн (если рупии пересчитать в доллары).
Рудники редкоземельных элементов получили статус «стратегических проектов», что снимает массу бюрократических препон и ослабляет требования к соблюдения экологических норм при их разработке. Одно необходимее другого.
Создается стратегический резерв РЗЭ. В частности, мощности по производству оксида неодима и празеодима должны покрывать шестимесячные потребности страны. Оксид неодима, к примеру, используется в атомной промышленности, электронике, оптике, металлургии, химической промышленности. Кобальт, никель и другие критически важные металлы для промышленной безопасности тоже учтены.
Очень хотелось бы, чтобы в Казахстане лучше понимали перемены на мировом рынке рекоземов и с национальными месторождениями не повторилась схема «нефть в обмен на бусы». Активизация такого серьезного покупателя РЗЭ как Индия сильно повышает ценность данных активов.