В последних числах января несколько стран ЕС, в их числе Германия и Венгрия, предложили включить возобновление поставок российского трубопроводного газа в Европу в текст будущего соглашения об урегулировании конфликта на Украине. Об этом сообщила британская газета Financial Times. Поставки газа из РФ позволили бы снизить цены на энергоносители в ЕС и дали бы «обеим сторонам повод придерживаться соглашения о прекращении огня». Посыл понятен – Европа хочет снизить свои затраты на покупку энергии. Почему-то не доверилась главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, которая ещё в конце прошлого года выступила с предложением заменить поставки российского сжиженного природного газа американским, «который дешевле и снижает цены на энергоносители».
Договор на поставку российского газа в Евросоюз через Украину, действовавший пять лет, завершился, несмотря на сохранявшиеся долгосрочные соглашения «Газпрома» с рядом европейских покупателей. Надежды на продление поставок не оправдались — «Газпром» сообщил, что 1 января срок действия договора с «Нафтогазом Украины» истёк, и транзит был прекращён. Минэнерго Украины оценило это как «историческое событие» и отметило, что такой шаг был сделан «в интересах национальной безопасности». С первой частью утверждения попробуем согласиться, со второй придётся разбираться.
Что есть газовые конфликты между Россией и Украиной – умыкание транзитного газа на сторону и заключение с Юлией Тимошенко явно не выгодного Украине контракта, Стокгольмский арбитраж и диверсия на Северных потоках, всё укладывающееся и не укладывающееся в рамки международного права? Вообще-то, все конфликты на постсоветском пространстве — это попытки ответить на главный вопрос – кто мы, такие независимые, теперь друг другу и как видим своё будущее?
«Цивилизованного развода» постсоветских стран не получилось. Каждый из осколков Союза и Содружества подкорректировал свою историю в западно-либеральноценностной эйфории, вписав туда все обиды на Московию с особой тщательностью. При чём тут газ, спросите вы? Некоторые эксперты ещё в начале 2000-х отмечали, что цены на поставляемый природный газ «превратились для российского руководства в действенный инструмент поощрения и наказания постсоветских государств». Ещё одна обида в копилку. Хотя логика рыночно-политического подхода к вопросу предельно проста – считаете себя частью ЕС – покупайте по ценам для Европы, льготные цены только для партнёров.
Владимир Зеленский заявил, что прекращение транзита российского газа стало одним из самых больших поражений Владимира Путина: «Превращение энергоносителей в оружие и циничный энергетический шантаж партнёров – это то, что лишило Россию наиболее привлекательного и самого географически доступного рынка».
Зеленский только ускорил процесс, инициированный «рынком» в начале военного противостояния России и Украины. Начиная с 2022 года государства ЕС последовательно отказывались от поставок газа из России. Но, «попытка Европы уйти от российского газа привела к качественно новой зависимости от него, — пишет итальянский эксперт Франческо Сасси. – На импорт СПГ в ЕС в 2022 году ушло свыше 315 миллиардов евро, больше совокупного ВВП таких членов Евросоюза, как Венгрия и Словакия. Эта цифра кратно превысила уровни 2019-го или 2020-го. То есть цена газового конфликта с Россией для ЕС намного превысила объемы помощи, которые она за то же время направила Украине. Эти увеличившиеся расходы нанесли огромный финансовый удар компаниям и поставщикам энергии в ЕС».
Сасси отмечает, что цена процесса могла быть меньше, если бы Еврокомиссия позволяла заключать долгосрочные контракты на поставку СПГ. Однако ЕК выступила против таких контрактов по идеологическим причинам — необходимости полного отказа от газа в обозримом будущем. В итоге даже в 2024-м средние цены на электричество в ЕС вдвое превышали уровень до 2022 года. Это продолжало подрывать конкурентоспособность европейских компаний на фоне Китая и США, где цены в итоге кратно ниже.
Обозримое будущее Европы после заявления Трампа о том, что Соединенные Штаты могут обеспечить европейские страны поставками американского СПГ, уже прорисовывается. Чего будет стоить соответствующая сделка странам ЕС, можно предположить, но после заявлений Трампа по Гренландии, Канаде, Панаме и Мексике вряд ли кто посмеет отказаться от такой «заботы». Хотя европейские лидеры и пригрозили Штатам «мощным коллективным ударом» в случае введения жёстких пошлин против Европы. В «райском саду» переполох, спрятались боррели.
Трамп также заявил о заинтересованности в получении украинских редкоземельных металлов в обмен на помощь США. Многострадальная Украина, истерзанная и ограбленная, всё дальше от мечты вступить в ЕС и НАТО, и от самого понимания, зачем ей это нужно. ЕС щетинится на Штаты, скорее от испуга, чем от злости, и нет никакого Коллективного Запада.
А что Россия? У «Газпрома» для экспорта газа в ЕС теперь остался только «Турецкий поток», чего Европе явно недостаточно. Но у РФ уже есть договоренности с КНР, есть проекты по сжижению газа. Она активно наращивает экспорт газа в страны Центральной Азии и старается выйти на рынок Ближнего Востока и Южной Азии через Казахстан и Иран, усиливает внутреннее потребление газа в экономике. Поэтому большой вопрос – если что, будет ли у России газ для Европы как прежде? И есть растущая мощь и авторитет БРИКС, есть надежда, что случится революция здравого смысла, а не то, что демонстрирует Трамп, пытаясь сохранить монополию на мир.