Российский удар по электроподстанции в Славутиче, из-за которого вышла из строя линия в 330 киловольт (питает новый саркофаг над четвертым реактором Чернобыльской АЭС), стал ответом на украинские обстрелы Запорожской АЭС. Россия показывает Европе, как хозяину прокси в лице Украины, что игра с ядерными угрозами является двусторонней. Пока призывы Казахстана к ядерной безопасности остаются гласом вопиющего в пустыне.
Украина – это не совсем обычный сателлит Евросоюза и Великобритании. Современной позиции Киева трудно найти аналог в истории, поскольку союзники-сателлиты гитлеровской Германии, например, воевали на свои деньги и ресурсы. А вот Незалежная и живет, и воюет при полном обеспечении европейцев.
Дональд Трамп фактически отрезал Украину от безвозмездной американской военной и экономической помощи. Вашингтон продает оружие европейским партнерам по НАТО, а те уже сами решают, какую часть средств ведения войны оставлять себе, а что передавать Киеву.
Украинский обстрел Запорожской АЭС 23 сентября привел к тому, что внешнее электрическое питание прекратилось, и системы обеспечения безопасности реакторов перешли на внутренние дизель-генераторы. По идее, оставление ЗАЭС без электричества может привести к аварии на станции по фукусимскому сценарию.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что россияне сами обстреливают Запорожскую атомную станцию. Евросоюз потребовал от Москвы вывести войска из Незалежной, а ЗАЭС передать украинским властям. После этого Кремль оставил отметину ракетных зубов на электроподстанции в Славутиче.
В принципе, с тем же успехом россияне могли выбить подстанцию у Ровенской АЭС, но с Чернобылем получилось более эффектно. В 1986 году из-за аварии на ЧАЭС в атмосферу Земли ушло радиоактивного материала в 400 раз больше, чем при американской атомной атаке по Хиросиме в 1945-ом. А еще ликвидация последствий аварии всего за два месяца «съела» годовой бюджет СССР. Поэтому европейцы в силу исторического прецедента к удару по инфраструктуре Чернобыльской АЭС отнеслись «задумчиво».
После выхода из строя электроподстанции в Славутиче саркофаг переподключили на другой источник электроснабжения, о чем сообщили в МАГАТЭ. Но здесь важна политическая сторона проведенной демонстрации: в случае необходимости ЧАЭС могут атаковать серьезно.
Какой была реальная реакция в европейских элитах, судить сложно. Общий уровень падения качества западных элит, особенно в Евросоюзе, не позволяет понять наверняка, что они понимают, а чего нет. К тому же, системный элитный кризис одним из своих компонентов имеет то, что специалистов и экспертов политики слушают все меньше и к их рекомендациям не прислушиваются.
Невозможно точно предугадать, в какую сторону пойдет радиоактивное облако в случае взрывов на ЗАЭС или ЧАЭС. Однако, объективно понятно, что европейцам авария в Чернобыле угрожает гораздо больше, чем в Запорожье.
Ни Беларусь, ни Китай, ни Индия не будут в восторге от российского удара ядерным оружием по Украине. Да оно в условиях наличия АЭС и не требуется. Обычных ракет хватит для ядерного Армагеддона.
Казахстан несколько дальше от проблемных АЭС, которые стали точками повышения геополитических ставок, чем непосредственные участники противостояния. Но и Астана тоже волнуется из-за продолжающейся эскалации по ядерной линии. Атомная станция как объект опасности, если ее целенаправленно подводить к катастрофе, в тысячи раз смертоноснее любого порохового склада.
Здравомыслящий человек понимает, что на пороховом складе или заводе нельзя баловаться с огнем. Однако не факт, что такое понимают многие политики, принимающие судьбоносные решения.